Запад и справедливость

Впрочем, обо всём этом я уже говорил, когда объяснял Холмогорову, почему записываю справедливость и интелей в Третью этическую систему:

Например, в «Особенностях национального поведения» Крылов с Алексеевым пишут:

«Поэтому и болезненные последствия появления примитивных этических принципов начинают ощущаться прежде, чем приходит осознание преимуществ, получаемых по мере их развития. Западная этика в упрощенном виде начала изменять вынашивавшие ее общества задолго до утверждения либеральных ценностей. Более того, эти ценности были выработаны только в результате болезненной реакции на первые примитивные формы западной этики. Образно говоря, западные ценности были приняты на вооружение на основе учета негативных последствий испытаний несовершенных опытных образцов долиберальной идеологии. К слову сказать, существенный вклад в разрушение таких основ внесли основоположники марксизма. Они развенчали уродливые формы проявления так называемых капиталистических отношений на их ранней стадии«.

Итак. После объявления «новых правил игры» капиталисты (прокаченные буржуа) стали реализовать примитивную версию Западной этики — «пусть все будут, как Я», творю что хочу, а на остальных плевать.
И это стало восприниматься, как несправедливость. Кем восприниматься? Идеологами Запада, конечно, интеллектуалами. Соответственно, капитализм стали ограничивать, ставить на рельсы, связывать правилами игры. Мнения на этот счёт были самые разные, конечно.

…по мнению носителей Западной этики, их общество самое богатое — потому что самое справедливое. То есть, даёт всем шанс реализовать себя, в том числе на ниве экономической деятельности.

Понятно, что стремление к справедливости естественно для всех людей, то же относится и к остальным базовым ценностям по Крылову (напоминаю, что это свобода, превосходство и польза). В традиционном обществе (в данном случае, Восточного типа) за справедливость отвечает религия. Действительно, несправедливо, когда грешники живут лучше праведников, или одни по праву рождения поставлены над другими. Но с этим можно смириться, если знаешь, что есть справедливый Судия (Бог или кармический закон, неважно), который контролирует ситуацию. Главное, что после смерти хороших людей ждёт награда, преступников – воздаяние. Эта концепция базируется на человеческом представлении о справедливости. (Христианство в этом смысле ушло дальше, поставив над справедливостью любовь, милосердие и благодать — см. соответствующие притчи.)

Но помним Мильтона:

Чтители искусств,
Жизнь украшающих, и мастаки —
Изобретатели пренебрегут
Своим Творцом. Хотя их вразумил
Господень Дух, они Его дары
Отвергнут, но от них произойдет
Народ прекраснейший.

Запад отказался от религии, этим сразу поставив вопрос о том, что «бога нет и всё можно» (западное полюдье). А без соблюдения принципов справедливости, хотя бы в самом базовом варианте, нет и человеческого общежития. Оставалось только сделать справедливость высшей, абсолютной ценностью, которой подчинено всё остальное. Если нет загробного мира, то нужно строить справедливое общество здесь и сейчас.

Всё это завязано на интельское восприятие истины, конечно. В мире идей правит истина, идеальное. Там всё уравновешено, сведено к простым и красивым формулам. Одна часть уравнения всегда равна другой, что введёшь, то и получишь. А реальный мир хаотичен, неуравновешен, несправедлив. Возникает соблазн перестроить его согласно законам разума, истины, справедливости.

(О том, как для интелей связано идеальное и реальное, можно прочесть здесь)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 2 из 6 ): « Предыдущая1 2 34 ... 6Следующая »