Советская метафизика

Высший уровень:

  • Демон, талантливый и волевой — Рэба.
  • Ангел, талантливый и порядочный — по своей сюжетной роли, это Румата. По крайней мере, воля у Руматы отсутствует, это точно. А талант есть — он же Шекспира переводит на ируканский, в конце концов! Ну и за связь с Небом он отвечает в самом буквальном и непосредственном смысле.
  • Судья, порядочный и волевой — Арата. Это единственный, за кем Румата признаёт право на суд, и единственный, на кого Румата может мысленно надеть царскую корону — «волна крестьянского бунта забросит тебя на Арканарский трон… и ты будешь добр и мудр — единственный добрый и мудрый человек в твоем королевстве«.

Здесь нужно сделать оговорку. Для современного человека порядочным будет скорее Пампа, а чокнутый революционер и фанатик Арата в лучшем случае будет волевым (в худшем — волевым и непорядочным, как у Переслегина в «Детективе по-арканарски«). Но мы же говорим о советской метафизике и советском произведении, значит, нужно принять за чистую монету предложенные характеристики персонажей. Румата положительный персонаж и Арата тоже положительный и порядочный. По крайней мере, из текста следует, что Арата никого никогда не предавал, а его самого предавали, и не раз.

А отсюда следует, что идеальной советской концовкой повести «Трудно быть богом» был бы союз между Руматой, Рэбой и Аратой (!). Допустим, Орден кинул Рэбу, а Рэба и Арата доказали Румате, что ни один из них не причастен к смерти Киры, и так далее. Все трое начинают играть на Арканар, против Ордена и Империи. У Руматы есть ресурсы, у Рэбы — церковные связи и общая хитрожопость, у Араты — проверенные кадры и репутация.

(«О», — сказал makarovslava, «Рэба может стать местным Яном Гусом, или Мартином Лютером! А Арата будем при нём Яном Жижкой!»)

В этой ситуации, Арата и Румата реморализуют Рэбу; Рэба и Арата мотивируют Румату; Румата и Рэба расширяют Арате кругозор.

***

И в качестве необязательного довеска…

«В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.

Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности».

С одной стороны, вот оно — низшие типы; средние типы; высшие типы. С другой стороны, получается, что если мы не можем создать совершенного человека, то «сильные, талантливые, нравственные» — выберите два из трёх. И чтобы мир утопии мог существовать, на самом-самом высшем уровне помимо ангелов необходимы и демоны — те, кто не связан оковами нравственности, кто способен взглянуть на свой мир со стороны и испытать его на прочность. Без них общество лишиться иммунитета и, в конечном, счёте, стимулов к развитию.

Так что, вот она, идеальная утопия на основе девяти типов людей. «В трижды три круга укладывался этот мир…» Каждый круг Стругацких делится ещё на три, и в каждом случае внешний круг атакует, средний поддерживает систему, внутренний задаёт цели.

В первом круге агрессивной внешней оболочкой будут быдло и гопники. Править будут преступники. Смазывать шестерёнки — совки. Это Россия девяностых, отражённая в массовой культуре; пост-советская Россия, истолкованная как карикатура или антиутопия. При помощи первого круга (инсталлируя его язвы-зародыши, если хотите) наше идеальное общество разлагает и переваривает социумы своих противников. Да, как у Галковского с «криптоколониями».

Во втором круге агрессивной внешней оболочкой являются разведчики-диверсанты и беспринципные бизнесмены, которые легко подчиняют правящих преступников первого круга. Правят там военные и политики. Опорой общества являются приличные порядочные люди, средний класс и интеллигенция. Это идеальный Запад, заграница — опять же, в творчестве тех, кто мечтал туда уехать в первой половине девяностых.

Третий круг — собственно, утопия. Защищают её праведные цари-императоры, способные командовать легионами и выносить приговоры целым мирам. Цели задают ангелы, творцы. Ну а демоны поддерживают систему на плаву.

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 3 из 3 ): « Предыдущая12 3