Мир третий, мечта неоантропов

Эгалитарии сожрут все ресурсы и вымрут в результате первого же серьёзного кризиса — проблема решается построением коммунизма и изобретением молекулярных синтезаторов.

По поводу тонкостей функционирования подобного общества (с точки зрения Стругацких), то vasilisk_ уже всё сказал:

«Если весь социум понимает и принимает какие-то базовые ценности и социальные нормы совершенно одинаково, то в системе писаных законов такой социум может и не нуждаться, решения же по любому конкретному случаю принимаются либо путем консенсуса, либо приказом общепризнанного вышестоящего в социальной иерархии, в зависимости от ситуации. Дело в том, что _техническая_ интеллигенция на практике именно так и работает. Это хорошо показано в «Понедельнике», кстати. Именно по этой причине многие и без детализации представляют, как живут люди Полдня, и считают такую жизнь нормой».

Население на девяносто процентов состоит из 0П, они рефлексируют, объективно воспринимают окружающую реальность, действуют рационально, полагаются на собственную сознательность.

Ну и конечно, в конце нужно указать на самое слабое место этой фантазии. С чем связывали свои надежды братья Стругацкие? Стоит вспомнить отрывок из «Трудно быть богом», о судьбе неоантропов в обществах первого типа:

«И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далекого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на гнет. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на то, что в самом лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную недоуменную жалость…

Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной реальностью будущего, что они — фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки — его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовым, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить. Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания, людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией, с совершенно иными потребностями, а эти люди не могут существовать и тем более функционировать в прежней атмосфере низкого корыстолюбия, кухонных интересов, тупого самодовольства и сугубо плотских потребностей. Им нужна новая атмосфера — атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники, композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу. Ибо смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всем диапазоне — от естественнонаучных исследований до способности восхищаться большой музыкой…»

Сталин умер. Пришедшие к власти суггесторы нуждаются в умниках, потому что умники — это наука, а наука — это оружие. А умникам нужно право на независимое мышление, сложная интеллектуальная культура и проработанная система подготовки кадров. Рано или поздно умники-неоантропы поставят под свой контроль систему образования, а там раз-два и в дамки. Массированное применение «технологии-икс». Стареющие суггесторы из Политбюро вместе с покорным им быдлом окажутся в меньшинстве, страна (а потом и весь мир) перейдёт в руки неоантропов.

Только вот одна проблема. А суггесторам зачем это счастье? Зачем отдавать неоантропам все средние школы? Чтобы они будущих подданных превратили в конкурентов для власти? Ну что же, найдётся какой-нибудь энтузиаст, который попробует провернуть подобный трюк. На него натравят диффузников, и дело с концом. Да ведь диффузники сами не захотят детей неоантропам отдавать — а чтобы их убедить, нужны суггесторы.

Даже если в какой-нибудь отдельной стране в результате невероятного стечения обстоятельств численность неоантропов составит две трети населения, им, надо полагать, немедленно объявят войну все соседи. А местные суггесторы и диффузники выступят на стороне интервентов.

Не взлетит.

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 3 из 3 ): « Предыдущая12 3