Пять типов стратегических планов: английский

Итак, если «французский» подход делает упор на тактику, а «немецкий» — на оперативное искусство, то «английский» сразу начинает с большой стратегии, политики и экономики, потому что на этих уровнях всё и решается. (На уровне тактики это будут предложения вида «как сделать так, чтобы противник сам ушёл и оставил нам свою позицию».)

«Английский» подход асимметричен. Это легко обосновать. В противном случае эти предложения бессмысленны: мы можем воздействовать на волю противника в той же степени, в какой он будет воздействовать на нашу, мы сможем защищаться от него с таким же успехом, с каким он будет защищаться от нас. Но здесь ситуация асимметрична, раз именно мы выбираем, где и как нанести ему удар. Итак, первое, что мы должны сделать — это обеспечить себе неуязвимость от прямого (и, по возможности, непрямого) воздействия противника.

«Французский» и «немецкий» подходы симметричны, оба строятся на необходимости разгромить противника, который придерживается той же самой стратегии («французской» или»немецкой»), поэтому нужно просто разгромить его раньше, чем он разгромит нас. У «французов» победа достигается за счёт концентрации превосходящих сил против ключевого пункта вражеской позиции, у «немцев» — за счёт выигрыша темпа, за счёт риска и дерзости манёвра. «Английский» подход начинается со знаменитой цитаты Сунь-Цзы: «Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике«. Первым делом нужно стать непобедимым. Поэтому сторона, способная позволить себе «английский» подход, может тратить меньше сил, чем «французы», и тянуть время, в отличие от «немцев».

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Принцип непрямых действий и косвенной борьбы — это механика стратегии. Чтобы с минимальными усилиями сдвинуть с места тяжёлый предмет, нужна точка опоры и длинный рычаг. (…)

Чем меньше будет затраченное усилие, тем лучше.

«Пример прямого действия – преодоление препятствия увеличением скорости. Разбить кирпич, разрубить Гордиев узел. Пример косвенного действия – замедление скорости и объезд препятствия, маневрирование. Японские бизнесмены, используя идею маневра, руководствуются поговоркой: «Отстаешь? Иди в обход!»… Идею косвенного или непрямого действия довольно точно выражает формула: «Побеждай, уступая»«.

Естественно, тут будет геополитическая стратегия Архипелага против Острова:

Представьте себе большой круглый Остров, окружённый морем. В море находится Архипелаг из нескольких более мелких островов. Одна держава контролирует Остров, вторая — базируется на Архипелаге и владеет морем. Назовём первую «сухопутной», вторую — «морской». Сухопутная держава, по определению, располагает большими ресурсами и большим населением, потому что у неё больше суши. Но морской державе изначально проще перемещать свои силы по морю. А для ведения боевых действий необходимо перебрасывать ресурсы и людей. Таким образом, морская держава всегда сможет организовать давление на сухопутную державу в любой точке морского побережья Острова, создав там себе локальное преимущество. Сухопутная держава может на это ответить только переброской в этот район людей и ресурсов из других регионов. Но делать это ей приходится по суше, потому что море ей не принадлежит. В свою очередь, морская держава может легко поменять свой план и начать атаковать сухопутную державу где-нибудь ещё, ведь в её распоряжении всё побережье. Сухопутная держава не может так же просто перенацелить свои ресурсы — если она задействовала их в одном месте, их сложно использовать где-нибудь ещё, ведь суша обладает огромным «трением».

Таким образом, получаем, что преимущество в скорости и транспортной связности создаёт преимущество в силах. (…)

В этих условиях морская держава даже может завести собственных вассалов на прибрежных территориях Острова; сами по себе эти вассалы не способны противостоять мощи сухопутной державы, но та опасается их атаковать в страхе перед неприятностями, которые морская держава способна организовать ей в любом другом месте.

Но в той же степени тут будет партизанская война того типа, которую вёл Лоуренс Аравийский против турецкой армии. Партизаны действуют не там, где противник силён, а там, где он слаб; они заставляют противника истекать кровью и тратить ресурсы, а сами сохраняют свои силы; они уворачиваются от ударов, оставаясь неуязвимыми, невидимыми и неуловимыми.

Итак, «английский» подход работает, когда противнику трудно до нас добраться: мы сидим за морем, мы прячемся в лесу, мы приходим из пустыни и уходим туда же. Мы создаём для противника множество проблем (или становимся ещё одной проблемой в списке существующих), чтобы заставить противника распылить свои усилия и не дать ему сосредоточить все ресурсы против нас. Мы бьём его там, где он слаб и уязвим. В результате чего противник либо поменяет свою политику на удобную для нас, либо вся вражеская держава ослабеет до такой степени, что её можно будет уничтожить прямым воздействием (с нашим вмешательством или даже без него).

Игра? Commandos!

 

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2