Фильмы «Яркость» и «Последний богатырь»

Да. Я только что рассказал об одном из возможных применений этой схемы. Её можно использовать для анализа произведений массовой культуры. Например, американский миф почти целиком укладывается в схему гегемона — Главные защищают Слабых от Сильных. Возьмите диснеевского «Геркулеса», «Битву титанов» и недавних «Бессмертных». Что общего? Силы Зла (Аид, титаны) хотят свергнуть власть светлых олимпийцев, от чего прежде всего будет плохо простым людям. Правильные герои с большой буквы защищают простых людей и загоняют Силы Зла обратно в их логово (и сохраняют власть олимпийцев).

…Я бы даже назвал миф гегемона «олимпийским». Мы, олимпийцы, пируем на нашем Олимпе; но и вы, смертные, под нашей защитой можете пировать в своих долинах. А особо отличившихся мы даже можем взять к себе! Ну а нехороших сбросим в Тартар…

Итак, с гегемоном всё просто. Главные хотят «сохранения», Слабые хотят «развития» (у них уже что-то есть, и они хотят получить ещё больше). Сильным, если они хотят власти, остаётся играть на общую дестабилизацию обстановки (т.е. на «революцию»).

В мире «Яркости» элитой общества являются эльфы и маги. В большинстве случаев, маги — это эльфы, человеческих магов очень мало. Но главные гады, Inferni — это тоже эльфы и маги, представители элиты: во главе Inferni находится эльфийка, владеющая одним из трёх уникальных магических жезлов. Это Сильные, которые хотят сместить Главных и занять их место. Поэтому нехорошие эльфы-маги делают ставку на разрушение сложившегося мирового порядка и пробуждение Тёмного Властелина. Но их побеждают простые полицейские, человек и орк, представляющие собой основание социальной пирамиды. Слабые помогают Главным победить Сильных, Главные возобновляют союз со Слабыми против Сильных. (В конце фильма Уилл Смит договаривается с мордатым эльфом-федералом.) Положительные герои, при всём при этом, не покушаются на власть Главных и на сложившуюся социальную иерархию. Это «олимпийский» миф, миф гегемона.

Геополитика 17

Теперь посмотрим на «Последнего Богатыря».

Там демонстрируются две разные ситуации, каким Белогорье было в прошлом, и каким оно стало сейчас.

В прошлом в Белогорье правили богатыри во главе с Ильёй Муромцем и белым магом Светозаром. Правой рукой Ильи был Добрыня Никитич, женатый на колдунье Варваре (Длинной Косе). Все они общими усилиями давили нечисть. Это миф субгегемона.

Главные субгегемона нуждаются в любой силе, которую могут получить, ведь их сторона в конфликте слабейшая. Главные субгегемона заключают союз со своими Сильными — ради борьбы за гегемонию. Вопросы власти можно будет решить после победы. Элита объединяется и отказывается от внутренней борьбы, чтобы бросить все силы на противостояние геополитическому противнику. А за счёт чего это происходит? За счёт усиленной эксплуатации Слабых. (И наоборот — союз с Сильными может позволить Главным более эффективно использовать ресурсы Слабых.) (…)

Итак, структура гегемона — союз Главных и Слабых против Сильных. Структура субгегемона — союз Главных и Сильных против Слабых. Подобные структуры могут проявляться в разных формах, в зависимости от ситуации, уровня развития, наличия ресурсов и так далее, но суть — именно в этом…

Во-первых, обратите внимание, как сложно вычленить в СССР класс-гегемон и класс-субгегемон, если и те, и другие состояли в одной партии, а пропаганда полностью отрицала существование чего-либо подобного! Но ведь они были, и была борьба за власть, и в этой борьбе одни победили, а другие проиграли.

И во-вторых, возьмите советские остросюжетные романы и фильмы, и сравните их с аналогичной американской продукцией. Каких сюжетов вы не увидите с советской стороны? Генералы рвутся к власти; спецслужбы поставили себя выше закона; сумасшедший миллиардер дестабилизирует обстановку в стане и в мире (правильные герои защитят слабых и накажут зарвавшихся сильных). А в советском варианте будет фигурировать барыга, который чем-то подпольно барыжит (но бравые чекисты и милиционеры его разоблачат и посадят на много лет). Где злое КГБ? Где советские генералы, готовящие переворот? Где проворовавшийся партийный функционер, задушивший свою любовницу? Такого сюжета в советских произведениях мы не увидим, правда? Органы могут вести борьбу с представителями простого народа, но никак не с советскими Сильными.

А ведь по факту были такие товарищи. Кто-то рвался к власти, кто-то интриговал, кто-то предавал, кто-то воровал, кто-то готовил переворот. У кого-то получилось. Но говорить об этом было нельзя, невозможно. Потому что субгегемон не может позволить себе даже намёк на раскол и разногласия внутри элиты…

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 2 из 3 ): « Предыдущая1 2 3Следующая »