Одномерная геополитика

(автор: gest)
(2014 год)
 

В классической геополитике всегда было больше геометрии, чем географии. И это правильно.

Если бы существовал серьёзный курс, посвящённый теоретической геополитике, как стратегическому учению о позиции, я думаю, что согласно принципу от простого к сложному и от общего к частному, он должен был бы начинаться с «одномерной геополитики».

Естественно, я не могу воспроизвести этот несуществующий курс лекций, но я могу о нём порассуждать.

1. «Одномерная геополитика» — это учение о позиции и обусловленных позицией стратегиях, которая рассматривает территорию как линию (прямую), на которой живут плоские двухмерные существа. Территория отдельных держав (геополитических игроков) или их зона влияния в таком случае может быть представлена отрезком на этой прямой.

Подконтрольная территория производит ресурсы (в том числе, людей, которые потребляют ресурсы), в количествах, прямо пропорциональных своему размеру — в нашем случае, длине отрезка. Очевидно, что это первый постулат геополитики. Второй постулат геополитики — чужую территорию можно захватить за счёт манёвра имеющимися людьми и ресурсами. [Именно поэтому в одномерной геополитике речь идёт о линии, существующей в плоской (двухмерной) вселенной — если бы не существовало второго измерения, мы не могли бы перебрасывать свои силы вдоль подконтрольного нам отрезка.]

Таким образом: территория создают ресурсы; ресурсы создают людей; люди и ресурсы создают войска; войска и ресурсы создают (захватывают) новую территорию. Вроде бы так.

Можно ли на основе этого создать художественное произведение? Да, можно.

В художественной литературе одномерная геополитика описывается в романе «Планиверсум» (1, 2). Это научно-фантастическое произведение о жизни разумных существ в плоской вселенной, на плоской планете, вращающейся вокруг плоской звезды. Поверхность плоской планеты представляет собой закольцованную кривую, и состоит из океана и единственного материка с горным хребтом, который делит материк на Запад и Восток (от берега до гор, от гор до берега). Живут там плоские четырёхрукие яйцекладущие человечки, роющие норы и выращивающие капусту. Книга написана в США в начале восьмидесятых, и это сказывается. Политический аспект такой: на момент начала индустриальной эры в этом мире осталось всего три державы. На единственном мировом материке, если идти с запада на восток, обитали «американцы» , правильный Запад (капитализм, демократия, выход к морю); «русские», неправильный Запад (социализм, уравниловка, нет выхода к морю, территория от границы с правильным Западом и вплоть до гор, то есть до границы Запада и Востока); и «индусо-китайцы», настоящий Восток (от восточного склона гор и до восточного берега континента, мистический взгляд на мир, духовность, отставание в области технологий). Всё кончилось мировой войной, в которой победили «американцы», так как на стороне «американцев» выступили «индусо-китайцы», открыв второй фронт у русских в тылу. (Плюс «американцы» имели возможность снабжать своих союзников по морю и над морем, от своего берега к их берегу.) В итоге «русские» были оккупированы «американцами», а их общественный строй демонтирован.

Кто такие человечки, и как почувствовать себя в их шкуре?

Если говорить об интерактивном искусстве, то представление о принципах, стоящих за одномерной геополитикой, могут дать видеоигры жанра «стратегия, вид сбоку» (side-scrolling strategy), от King Arhur’s World до Patapon (и вплоть до Swords & Soldiers и всякого трэша типа Samurai Rebellion), потому что они демонстрируют битвы плоских человечков на линейной поверхности. Понятно, что глобальная стратегия в этих играх отсутствует.

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 1 из 4 ): 1 234Следующая »