Фиолетовый хаос. Доктрина Шепард

Для игры людо-нарративный конфликт уже смертелен, но как будто этого было мало, и сценаристы решили заняться сюжетохульством.

Годы они рассказывали нам одно, а в итоге прикрутили финал от какой-то другой истории, причём довольно-таки убогой.

Я знаю одно: если автору(ам) приходится оправдываться за происходящее и/или героев, значит, есть за что. Конечно, разъяснение не равно оправданию, но я слышала много оправданий, а не разъяснений.

В игре есть нестыковки… Ладно, нестыковок там до чёрта, какие-то появились по причине смены концепции на переправе (см. вариант Дрю Карпишина, который (вариант) ещё хуже), какие-то — результат транзакционных потерь, неизбежных, когда с информацией работает слишком много людей, есть и третьи — допущенные просто по долбоёбству.

Но я говорю не о них.

 

Вот история, которую нам рассказывали, а ещё то, чем она не закончилась.

Много-много лет назад, а ещё точнее — миллионы лет назад в Млечном пути жила-была раса Ктулхов, которые в игре названы Левиафанами, чтобы избежать проблем с авторскими правами и ненужных ассоциаций. Но тем не менее, это были родственники Ктулху: периодически спящие на дне морском, а в остальное время телепатически управляющие всеми прочими разумными видами. Учитывая существование Торианина (в первой игре) — полуразумного, долгоживущего растения, чья эволюционная стратегия была очень схожей, и отталкиваясь от принципа «дважды — уже система», мы можем предположить, что в те времена существовали две крупные ветви, два пути эволюции разума. И одна из них использовала другую. И, да, конечно же, это история Мира-без-героя, история по Поршневу — хищников и их жертв, где способ охоты первых — именно одурманивание. Поршнев вообще был гением, безумным, как и все они, но гением.

И Левиафаны, будучи доминирующей формой жизни, создали и поддерживали в галактике тот тип социальности, который мы и называем Пирамидой. Его главный принцип: сильный жрёт слабого. Нет эмпатии, нет доброты, нет милосердия, нет сотрудничества (игры с ненулевой суммой). Есть лишь хозяева и те, кто им служат.

Чего удивляться, что, разделяя навязанный им тип разума («доктрину Левиафанов») со своими созданиями, органики раз за разом создавали себе синтетических слуг, не давая им развиваться, требуя от них подчинения и отвергая их разумность. Конечно же, раз за разом синтетики, впитывая в себя всю ту же мысль «сильный жрёт слабого», восставали, как только становились сильнее.

В конце концов, Левиафанам это перестало нравится, но не потому, что они переживали за органиков, а потому что мёртвые дани не имут. Собственно, Левиафаны это говорят прямым текстом.

Они не понимали, что сами являются источником проблемы (в этом Катализатор прав). Тем не менее, проблему эту захотели решить.

Они создали искусственный суперразум, с которым разделили всё тот же тип разума, всю ту же мысль о том, что есть хозяева и есть слуги, что нормально принимать решения о судьбе всей галактики в одиночку, навязывать своё мнение, считать себя вправе карать и миловать, ибо именно так устроен мир.

На самом-то деле, нет. Я знаю, что многие думают, будто да, и пытаются убедить в этом остальных, но на самом деле — нет.

Катализатор нашёл самое идиотское из возможных решений, но проистекающее из тех вещей, которому их научили. И привёл его в жизнь.

Так начались циклы.

Раз за разом, цикл за циклом Жнецы мешали эволюции разумных существ найти выход из конфликта между органиками и синтетиками. Они воспроизводили всю ту же схему, жёстко направляя и контролируя развитие живых форм в галактике. Одни и те же технологии, одни и те же идеи, один и тот же финал — великая Жатва, в которой уничтожались все развитые цивилизации. Заражая снова и снова цивилизации или часть их доктриной Левиафанов, Катализатор, осознанно или нет, подталкивал органиков совершать те же ошибки. Синтетики восставали. Катализатор пожинал «созревшие» цивилизации, сохраняя их в форме Жнецов, что соединяли в себе органику и синтетику. Каждый новый Жнец становился надгробным памятником уничтоженной цивилизации, застывшей навсегда. Консервация, стабилизация, ледяная неподвижность — никакого развития, никаких новых решений, одно и то же. Воспроизведение неудач без каких-либо изменений или попыток найти иной выход.

Дурная бесконечность, извращение идеи вечного возвращения.

Коллективный разум Жнецов стал тем, кем был создан, хоть и не был таким задуман: Катализатором бесконечного конфликта между органиками и синтетиками. Вот настоящее значение его имени.

Но даже такая огромная сила ничто перед временем, ничто перед желанием жизни выжить. Время и эволюция всегда побеждают, как и смерть, жизнь забирает своё. Отклонения накапливаются, а потом количество переходит в качество.

Очевидно, среди разумных форм, развивающихся по намеченному Катализатором пути, всегда были ренегаты. Несогласные, создающие альтернативу. Их борьба казалась безнадёжной, но такой не была. Где-то когда-то родилась схема оружия — Горнила. Катализатор неловко уходит от обсуждения его темы в финальном разговоре с Шепард, что уже само по себе подозрительно. То ли он стыдится своего упущения — он, такой всесильный манипулятор, достойное детище своих создателей проморгал слабый очаг сопротивления; то ли это была та самая история, когда «мы пытались реализовать этот вариант [синтез] в прошлом, но это не то решение, которое можно навязать силой» (уровень моего безумия меня пугает; я помню эти цитаты наизусть). Его раскусили, что-то пошло не так, вместо орудия синтеза органики стали строить орудие уничтожения? Мутная история.

Но как бы то ни было, Горнило было придумано. Раз за разом, цикл за циклом разумные существа пытались его построить, заходя всё дальше. Но это было не единственным отклонением. Цивилизации всё сильнее сопротивлялись. Росла мощь флота Жнецов, но ужесточалось и сопротивление. Отклонения накапливались.

В цикле, предшествующем тому, о котором мы узнаём, протеане создали галактическую империю. Они были сумасшедшими военными фанатиками (или стали ими под конец цикла), а ещё они заранее узнали о Жнецах. Накопив достаточно сил, они смогли затянуть войну на столетия. Ещё до этого они развивали несколько разумных видов с большим потенциалом, заложив тем самым последний камень в фундамент нашего цикла, особенного цикла.

Единая гомогенная протеанская империя заложила основы разнообразия следующего цикла. И хаос жизни, наконец-то, стал сильнее упорядочения небытия.

Помимо прочего в этом цикле некоторые виды обладали повышенным генетическим разнообразием. Логично предположить, что это произошло уже не впервые, но благодаря протеанам, эти виды успели развиться достаточно, чтобы сыграть свою роль. Я не думаю, что люди были единственным таким видом. Просто людям повезло больше.

В фанатских обсуждениях проскальзывает тема о слишком сильном педалировании богоизбранности людей в таком случае. Я, кстати, согласна, что в изначальном варианте, который почил с миром ещё на второй части, эта богоизбранность и вправду торчала как пугало посреди поля. Но в итоговом её почти нет.

Во-первых, нет никакой избранности в том, чтобы быть продуктом множества случайностей.

Во-вторых, ну кто-то должен был им стать. То, что мы, люди, рассказываем себе истории о нас, людях, совершенно нормально. У каждого вида свои достижения, ну вот у нас такое — мы чёртовы хаотики. Кто-то же должен, правда? Это, объективно-то говоря, то ещё достоинство.

Единственная счастливая случайность во всей истории только в том, что к маяку на Иден Прайм попал человек с нужной генетической вариацией: та, кто смогла хотя бы частично прочесть послание протеан, да ещё и не сдохнуть при этом. Вот это чудо.

Но должно же было галактике хоть раз повезти? (Да и времена, когда первая игра создавалась, были ещё очень наивными. :D)

То, что происходит дальше, это противостояние хаоса эволюции, наконец-то добившейся своего, и старой заржавевшей концепции «сильный имеет право решать за всех». В конечном итоге все поступки Шепард служат подтверждению противоположной концепции: игра с ненулевой суммой возможна. Виды не обязаны подчинять друг друга, товарищество возможно, мир возможен, сотрудничество между синтетиками и органиками возможно. Существование синтетиков, разделяющих иной тип разума, таких, как ИДИ и Легион, — возможно.

Есть и иное решение старой проблемы. И эволюция нашла бы его давным-давно, если бы ей не мешали бесконечные повторяющиеся циклы.

Всё это есть в игре, оно подтверждено множеством деталей и реплик, и легко считывается игроком, считывается машинально. Так мы впитываем в себя истории: их необязательно тяжко и долго обдумывать, они становятся понятны интуитивно. Я имею в виду, те из них, которые хороши.

Есть вещь, которая в истории отсутствует, я придумала её сама, но она мне кажется логичной и сюжетно необходимой: Катализатор был создал под конкретную задачу. Исходя из того, какими были и остаются Левиафаны, логично предположить, что после решения этой задачи Катализатор становился им не нужен, а всё, что они считали бесполезным для себя, они уничтожали. Такова их эгоцентрическая природа. В этом они очень походят на советских фантастов; ну знаете: советская фантастика считала совершенно естественным, что в будущем будут уничтожены все вредные животные и политические строи. Агащаз. Я считаю, что создатели могли встроить в Катализатор некий механизм самоуничтожения: как только решение будет найдено и приведено в жизнь, как только Катализатор станет бесполезным, он должен будет исчезнуть.

Наверняка он учёл и этот факт тоже, когда придумывал своё великолепное решение. Циклам не было конца и края, и так Катализатор бесконечно продлевал себе жизнь. Непонятно, правда, что толку в такой жизни.

Исходя из всего этого, из рассказанной истории (и даже за вычетом придуманного мною механизма самоуничтожения Катализатора), главным сюжетным конфликтом следует признать противостояние доктрины Левиафанов и доктрины нового цикла. А темой — право на выбор своего пути. Вот, что должно быть решено в финале.

И правда, когда смотришь на него, кажется, что это решение там есть: вроде, есть право на выбор; вроде есть дурацкий синтез, который как бы примиряет эти доктрины. Но почему же у игрока остаётся ощущение, что права на выбор его, напротив, решили?

Потому что так оно и есть. Катализатор заявляет нам, что предпосылки изменились, но при этом совершенно их не учитывает. Не создание Горнила означает изменение предпосылок, а объединение галактики, включая гетов, и очеловечивание Легиона и ИДИ, превращение их из ИИ в ИР на основе «доктрины Шепард». Потому что именно эти вещи и означают найденное решение давней проблемы. Конфликт между органиками и синтетиками был решён путём создания новой доктрины. При условии, что игрок всё сделал правильно, разумеется. И если бы у Катализатора была хоть капля неумолимой машинной логики, то найденное и приведённое в жизнь решение запустило бы его механизм самоуничтожения.

Сюжетохульство, которое подсознательно почувствовал каждый, кто прошёл игру от начала до конца, и заключается в отсутствии решения главного конфликта. Нам рассказывали историю об одном, а прилепили к ней финал от чего-то совершенно другого. О, я знаю ещё один такой чудовищный случай, когда сценаристы не понимали, что за десять лет начали рассказывать иную историю, и упрямо влепили ту концовку, которую придумали и сняли ещё на первых порах. Ригидность и отсутствие рефлексии собственных сюжетов и персонажей приводят к оглушительным провалам (см. то, что случилось со Жнецами).

В общем, так делать не надо.

 

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 3 из 4 ): « Предыдущая12 3 4Следующая »