Спартанские шахматы
Мысли автора о собственной игре:
«Стратегия за спартанцев:
- Закрытая игра. Так как у спартанцев много прыгающих фигур [воевода, капитаны, лейтенанты, гоплиты на первом ходу — Г.Н.], заставленная фигурами доска выгодна спартанцам. Игроку за Спарту стоит по возможности избегать размена фигур.
- Подвижные гоплиты. Используйте преимущество гоплитов в мобильности, чтобы быстро захватить контроль над той или иной частью доски.
- Фаланги. Фаланга образуется, когда два и более гоплита выстраиваются в колонну, друг за другом. Одна-две фаланги могут стать мощным оружием и основой спартанского строя.
- Терпение. Большинство спартанских фигур — пешие, т.е. с ограниченным радиусом действия. Будьте терпеливы, развивайте и продвигайте вперёд все свои фигуры.
- Царская атака. Пока в игре два царя, развивайте их и бросайте в наступление. Царь может заметно усилить собой атаку.
- Иммунитет к шаху. Постарайтесь как можно дольше сохранить обоих царей, чтобы иметь иметь возможность ходить ими под удар и игнорировать шах.
- Быстрая победа. Иногда удаётся поставить противнику быстрый мат за счёт совместных усилий генерала и воеводы. [Две фигуры, конь + слон и ладья + король, могут образовывать внушительную зону поражения — Г.Н.]
Стратегия за персов:
- Открытая игра. Так как у персов больше дальнобойных фигур, свободное пространство на доске играет на руку персам. Провоцируйте выгодные размены и используйте подвижность своих фигуру.
- Война на истощение. У спартанцев две равноправные королевские фигуры, так что быстрый мат крайне маловероятен, если вообще возможен. Постепенно перемалывайте их силы.
- Манёвр. Всегда ищите открытые линии, чтобы задействовать дальнобойные фигуры.
- Нейтрализация гоплитов. Гоплиты манёвренны, но их можно остановить, заняв обе доступные им для перемещения клетки.
- Цареубийство. Как можно скорее разменяйте одну из младших фигур на спартанского царя, чтобы оставшийся царь стал уязвим для шаха.
- Контрудар. Если спартанцы пробуют наступать — контратакуйте и навязывайте им размен. Как только на одном из флангов появятся прорехи, бросайтесь туда ладьями и ферзём».
По-моему, очень милый и эстетичный шахматный вариант, с яркой идентичностью. Тема и характер заданы названием и правилами. У персов — дальнобойные и быстрые фигуры (лучники и конница), у спартанцев фигуры медленные, но страшные в ближнем бою за счёт прыжков. Если между гоплитом и пешкой одна свободная клетка, то пешка (персидский воин) держит под огнём обе клетки, на которые может пойти гоплит, а тот не может ничего с этим поделать. И наоборот, если гоплит прорвался к пешке и встал перед ней, он может её съесть, а она не сможет ничего с этим поделать. У персов пехота должна идти вперёд, чтобы освободить место для тяжёлых фигур. У спартанцев пять офицеров способны первым же ходом перепрыгнуть через строй гоплитов и повести их за собой. Потому что это Спарта.
Что меня расстраивает? Автор не позаботился подобрать для фигур подходящие «спартанские» имена, а вместо этого, похоже, взял приблизительные аналоги своих английских названий из англо-греческого словаря. Я решил его поправить.
Лейтенант — пентеконтер, «пятидесятник». Командир взвода, на наши деньги.
Капитан — лохаг, командир лохоса. Лохос — аналог роты, и в современном греческом языке это слово и обозначает роту. Опять же, всё правильно.
Генерал — полемарх.
Воевода — так как у спартанцев только он может ходить конём, это должен быть командир конницы. В Древней Греции — гиппарх, но вроде как у спартанцев он назывался «гиппармост» (ἵππαρμοστής). А так как спартанцы вообще не особо любили конницу, то это командир гиппеев («всадников»), элитного отряда царских телохранителей.
Страницы: 1 2