Спартанские шахматы

(автор: gest)
(2018 год)

У шахматных вариантов есть одна проблема — их больше, чем игроков в них. При этом, придумывание шахматных вариантов для выражения некой идеи — это достаточно интересный и интеллектуальный вид человеческой деятельности, но игра, в которую никто не играет, мертва. И вот наука спешит на помощь. Недавние успехи с AlphaGo Zero показали, что можно взять программу, загрузить в неё правила игры, и дальше она будет играть сама с собой, неуклонно совершенствуя своё мастерство. AlphaGo Zero уже знает о го больше, чем любой из людей, она самостоятельно открыла все известные стратегии, а затем пошла дальше и обнаружила неизвестные.

Короче, чтобы разобраться в игре, надо сыграть где-то миллион партий против постоянно усиливающегося противника, и для нынешних нейросетей это вопрос десятка часов (вдобавок, сроки постоянно сокращаются). Когда эти технологии станут доступны для обычного потребителя, авторы шахматных вариантов смогут получить объективную оценку своей игры (насколько она глубока? существуют ли в ней тривиальные и обессмысливающие игровой процесс стратегии? не грозит ли ей «ничейная смерть»? насколько велико преимущество первого хода?) и готовую базу сыгранных партий, любого объёма, на любом уровне.

Для придумывания шахматных вариантов всё ещё требуются люди, но игроков уже можно заменить машиной. Когда человек изобретает новые шахматы и идёт с ними на форум любителей этого дела, в самом лучшем случае его ждут две-три пробные партии. А тут речь пойдёт о миллионах партий, вплоть до сверхчеловеческого уровня игры. Если робот обнаружит в игре глубину, значит, она объективно глубока. Вот оно, светлое будущее. [Коммент от vasilisk_‘а на тему того, что авторов больше, чем читателей → машина становится идеальным читателем.]

И да, это было скучное вступление, чтобы дать себе возможность снова начать говорить о шахматных вариантах (одно из нескольких возможных). Потому что мне хочется рассказывать о шахматных вариантах.

***

Из недавно увиденного меня больше всего порадовали cпартанские шахматы, Spartan Chess Стивена Стритмэна (www.spartanchessonline.com), получившие высокую оценку в среде любителей шахматных вариантов.

Это асимметричный вариант, темой которого является противостояние спартанцев и персов. У персов — обычная шахматная армия, действующая по правилам ФИДЕ. Что весьма уместно, ведь шахматы пришли в Европу с востока, через Персию. Шахматные фигуры изначально изображали восточную армию — с колесницами, всадниками, боевыми слонами, простой пехотой, царём и его первым министром. Персы нападают, поэтому они всегда играют за белых, им принадлежит право первого хода.

Спартанцы — чёрные, чтобы можно было использовать обычный шахматный комплект — восемь пешек, две уникальные фигуры, три пары остальных фигур. Правила, естественно, отличаются.

Армия спартанцев состоит из восьми гоплитов, двух лейтенантов, двух капитанов, одного генерала, одного воеводы и двух царей (This… is… SPAAAARTA!).

Ставятся они так, слева направо:

Лейтенант, генерал, царь, капитан, капитан, царь, воевода, лейтенант. Генерал любит свой цвет (т.е. он начинает на чёрной клетке). Перед фигурами находится строй пешек-гоплитов, тут без неожиданностей.

Спартанские шахматы

chessvariants.com (с)

Ходы фигур можно посмотреть по ссылке.

Гоплиты — это «антипешки» или беролины. Они ходят на одну клетку вперёд по диагонали (влево или вправо), а атакуют на одну клетку вперёд. По аналогии с пешками, первым ходом гоплиты могут прыгнуть сразу на две клетки вперёд по диагонали (прыгнуть, т.е. перепрыгивая другие фигуры). Взятие на проходе отсутствует, как для спартанцев, так и для персов. По сравнению с пешками, гоплиты обладают меньшей огневой мощью — под атакой всегда находится только одна клетка, каждый гоплит может прикрывать только одну дружественную фигуру, но большей подвижностью — у гоплита всегда есть два возможных направления для движения, и запереть его можно только двумя фигурами одновременно. Гоплит, достигший края доски, может превратиться в любую спартанскую фигуру, включая второго царя, если у спартанцев к этому моменту остался лишь один царь.

Лейтенант прыгает (и бьёт) на одну или две клетки по диагонали, в любую сторону, или может шагнуть на одну клетку влево или вправо (чтобы поменять цвет), но без взятия.

Капитан прыгает на одну или две клетки по горизонтали или вертикали.

Воевода (Warlord) может ходить как слон и конь. Генерал — как ладья и король (по прямой в любую сторону, или по диагонали на одну клетку). Цари — исполняют королевские функции, ходят, как король в шахматах. Для победы персидский игрок должен взять одного спартанского царя и поставить мат оставшемуся, или заматовать обоих царей разом. Пока в игре остаются оба спартанских царя, каждый царь имеет право ходить под удар, жертвовать собой и так далее.

Страницы: 1 2

Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »