Таро Лири

Первый контур (биовыживательный)

(2009 год)

 

Пожалуй, моя главная претензия к Таро Лири — тот факт, что такие безусловно сильные карты, как Дурак и Маг у него попадают в первый, биовыживательный контур. А весь первый контур — это начало до настоящего начала, пролог. Если мы говорим об эволюции позвоночных, то это жизнь до того, как она вышла из моря; если о разуме, то это доразумная стадия; по отношению к цивилизации, это дикость, по отношению к человеку — младенчество. Это «бежевый мем» — костяк, фундамент, на котором держится всё остальное. И это, конечно, хорошо, потому что необходимо какое-то основание; но, в итоге, Дурак оказывается связан с амёбами, а Маг — с рыбами.

Но пойдём по порядку.

1.1 «Дурак«, первая карта — это зарождение, самое начало пути, пролог пролога. Ну и… просто Дурак. С точки зрения эволюции, это первые организмы, амёбы, простейшие, черви и медузы. Пассивное поглощение питательных веществ из окружающей среды, самые примитивные и простые решения из возможных. С точки зрения человеческой жизни, это эмбрион или новорождённый младенец. Бактерии, грибы и растения так и остались на этом уровне. (Хотя с растениями всё сложнее, наверное.)

Лири пишет: «Амебоидное взвешенное плавание и сосание («Амеба», плавающая во взвешенном состоянии и всасывающая пищу из окружающей среды); Первое самоопределение; Одноклеточное сознание… взвешенное плавание в сторону вегетативной безопасности… [Дурак] дрейфует по планетарной атмосфере, обволакивая все мягкое, нежное, плавное, влажное, питательное, избегая твердого, ядовитого, грубого, сухого, раздражающего. Его основная способность — определять направление безопасности и биологического удовлетворения»«.

В терминах Лири, «Дурак» — это Первое детство. Напоминаю, что в каждом контуре у нас три фазы, первая — детство и зарождение, вторая — технологии («всадники», как я их называю), а третья — принципы власти и организации.

Чтобы разбудить в себе подобный «амебоидный» тип мышления, достаточно очутиться в комфортной обстановке и затормозить сознание, на какое-то время превратиться в «овощ». Например, Лири предлагает нежиться в тёплой ванне и представлять себя медузой. Уилсон предлагает опиум :).

1.2 «Маг» — первая настоящая технология, «активное плавание, хватание пищи ртом«. Это младенец, который ползает и всё тянет в рот. Здесь у нас будут примитивные рыбы и первые специализированные хищники. С биологической точки зрения, архетип этой стадии — акула, живой шедевр, который демонстрирует искусство Природы в умении обходиться минимальными средствами. Акула тупа, строение её тела примитивно, она может дышать, только когда двигается — тем не менее, это идеальный хищник для своей среды обитания, который пережил по крайней мере две большие волны вымирания, и может пережить ещё столько же.

…Был такой фильм, «Дикий мир будущего» я о нём как-то рассказывал, и говорил о том, что меня там поразили выдуманные акулы будущего, «акулопаты» (акулы-телепаты).

Важно понимать, что сигнализация «шаркопатов»/»акулопатов» — это не речь, она никак не связана с сознательной деятельностью. Это безусловный рефлекс — хищная рыба чувствует добычу, и по её коже начинают бегать цветовые волны. Столь же бездумно хищница реагирует на световые сигналы на боках соседей слева и справа, решая, в какую сторону повернуть. Это биологическая сеть, которая в целом умнее отдельных своих элементов.

Чтобы ощутить силу второй стадии развития (второй фазы биовыживательного контура), Лири предлагает представить себя хищной рыбой. По его словам, отожествление с «юристом или торговым агентом» тоже может сработать :). Я же тут вижу определённую проблему (нет, не в юристах). Дело в том, что человеку крайне сложно представить себя акулой. Если человек начнёт фантазировать на тему акулы, у него, скорее всего, получится косатка — хитрый коварный хищник, а это уже второй контур. Человек готов видеть индивидуальность во всём, что его окружает, включая оружие и прочую технику; ему трудно опустится на уровень, где нет никакой личности, одни функции.

Наконец. Если говорить о развитии человечества в целом, получится, что «Маг» символизирует нашу первую ключевую технологию. Лири пишет, что по отношению к младенцу, помимо ползанья и хватания-кусания, это будет «управление реальностью посредством крика и плача«. А по отношению к человечеству? Магия, как таковая, некий первопредок шаманских практик, способ непосредственного влияния на реальность? Или это «приручение» огня? Впрочем, огонь — это то же волшебство, мне просто нравится думать, что первая ключевая технология носила религиозно-магический характер.

1.3 «Императрица«. Это «активно-внешнее биовыживательное слияние» и «земноводное ползание, овладение гравитацией«. В эволюционном плане это животные, которые только-только начали осваивать сушу, то есть амфибии и членистоногие. Ребёнок активно ползает, пытается вставать, здесь уже идёт подготовка к следующей стадии. В психологическом плане, «Императрица» отвечает за образ Матери, как источника жизни и пищи, именно поэтому в своей колоде Лири поставил соответствующий Аркан на третье место. У первых людей этот архетип проявляется в образе Богини-Матери, повелительницы зверей, а позднее и плодородия. Причём, в колоде Лири эта карта отвечает и за позитивные, и за негативные аспекты соответствующей идеи. Здесь будет и Благая Мать, и Злая Мать, и даже Сатурн, пожирающий своих детей, по принципу «я тебя породил, я тебя и убью» — чудовищный Отец-Патриарх Фрейда. Трактовка зависит от того, какую систему символов мы используем.

То есть, если речь о Культе Великой Богини, то «Императрица» — сама Богиня, а «Маг» — шаман, жрец, её муж и слуга, часто — евнух, оскопивший себя во имя своей Госпожи. «Дурак» — это и профан, не посвящённый в тайну культа, и жертва, предназначенная к закланию, «король на один день» — вечно умирающий и воскресающий супруг Богини. В общем, если кто видел хороший старый фильм «Плетённый человек», или его слегка бессмысленный современный римейк с Николосом Кейджем, то там речь идёт как раз об этом.

Или наложим схему первого контура Лири на безумную концепцию марксиста-антрополога Поршнева. Поршнев ведь и пишет о том, что сначала предок человека перестал быть животным (стал «анти-животным»), а потом уже превратился в человека, и что история человечества началась с анти-человечества. А в этом, как мне кажется, и состоит суть первого контура, как «начала до настоящего начала»!

Тогда «Дурак» — это базовая форма, двуногий примат-падальщик, который ходит за крупными хищниками и доедает остатки их пиршества.
«Маг» — великий пересмешник, «собравший в своём горле» голоса всех зверей и птиц, научившийся бессознательно управлять их поведением и вступивший с ними в своеобразный симбиоз (ключевая технология, «повелители зверей»).
«Императрица» — палеоантроп, который, в связи с нехваткой пищевых ресурсов, стал пожирать представителей собственного вида, парализуя их своим волшебным голосом. Это существо воистину является нашим Отцом и Матерью, потому что именно палеоантропы вывели современного человека в ходе «бессознательного искусственного отбора». По Поршневу, именно палеоантропы стали прообразом всех известных человечеству богов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 2 из 7 ): « Предыдущая1 2 34 ... 7Следующая »