Таро Лири

(автор: gest)

Вступление

(2009 год)

 

Таро Лири — это колода, придуманная Тимоти Лири в качестве иллюстрации к его системе контуров.
И наборот, система Лири в её полной форме стала результатом медитации на Старшие Арканы Таро (точнее, на колоды Уайта и Кроули).

[Лири прямо ссылался на опыт Менделеева:

«Родом из Сибири, Дмитрий Иванович Менделеев очень любил раскладывать пасьянс. В 1869 году он записал символы химических элементов вместе с их атомным весом на отдельных карточках с перечислением на каждой свойств элемента. Затем он расположил карты в порядке увеличения атомных масс в виде решетки из восьми вертикальных колонок. Эврика! Если смотреть поперек, по горизонтали – элементы становятся тяжелее. Вниз, по вертикали – элементы в каждой колонке проявляют сходные свойства. Менделеев заметил очевидную периодичность. Отсюда название, ставшее классическим, как и сама таблица: «Периодическая система элементов»«.]

От классической колоды Таро Лири отличается а) символикой и толкованием б) нумерацией — Дурак из Нулевого Аркана становится Первым, Маг, соответственно, Вторым и далее; в) последовательностью карт — Жрица и Императрица меняются местами, так что Императрица остаётся Третьим Арканом (после Дурака и Мага), а Жрица становится Четвёртым; г) дополнительными Арканами, Двадцать Вторым и Двадцать Четвёрым, которые идут до и после Вселенной (Двадцать Третий Аркан).

Впрочем, я не устаю утверждать, что каждый человек имеет право на своё Таро. У одного из последователей Лири и Уилсона я даже прочёл, что создание своей колоды — это деятельность седьмого контура! Как бы то ни было, колода Лири так и осталась на бумаге, в книжой форме; скорее, сопроводительная инструкция к Таро, чем оно само. В отличие от Кроули, Лири не удалось найти художника, который мог бы воплотить его образы — впрочем, он не утруждал себя подробными описаниями своих видений. Это хорошо, поскольку оставляет нам простор для фантазии. Таро Лири — нереализованный художественный проект, и мне приятно размышлять о том, как он мог бы выглядить, реши кто-то выпустить эту колоду в наши дни. Да, как я уже говорил, речь пойдёт о моих ассоциациях, моём понимании концепции Лири, плюс немного цитат и ссылок там, где они уместны.

Теперь, о самой системе. 8 контуров, по три фазы в каждом контуре, каждой фазе соответствует один Аркан, итого 24 карты (отсюда две дополнительные карты). Каждый Аркан — отдельный этап, эпизод, сюжет или способ мышления (Лири даже говорил о типе личности, но я так не думаю). Соответственно, каждый контур — это не один объект, а три разных этапа развития основной темы.

С первой фазой всё просто, это начало и детство. Третья фаза выражает более сложную идею. Это одновременно высшая стадия развития соответствующего контура, начало его упадка и первое появление признаков следующего уровня. Если использовать термины психе-йоги Афанасьева, то первые две фазы — это Эмоция и Логика, а последняя — Воля и Физика. То есть третья фаза всегда связана с властью и с социумом, в тех формах, в которых они реализуются на том или ином контуре. Это принцип организации; в этом смысле, можно сказать, что третья фаза — это проекция социополового контура на все остальные уровни. (А третья фаза четвёртого контура, таким образом — социополовой контур в квадрате. :))
Вторая фаза — и это уже моё личное мнение — связана с некой технологией, которая является ключевой для данного контура. Более того, восемь карт второй фазы образуют как бы центральный столб, на котором держится вся система (восемь рядов по три карты — три столбца по восемь карт). В Таро Лири Арканы центрального столба могут считаться «всадниками», так как на вторую фазу попадает Колесница, Колесо, Смерть (у Лири — «Конь Бледный») и Солнце (у Лири, опять же, всадник), так что эту символику тоже стоит учитывать.

Колода делится на две части по 12 Арканов — четыре исторических контура (биовыживательный, эмоционально-территориальный, логико-семантический и социополовой) и четыре фантастических (нейросоматический, нейроэлектрический, нейрогенетический и нейроквантовый), связанных с дальнейшей эволюцией человека, общества и Вселенной. Если бы я давал рекомендации художнику, я бы сказал, что в символике первых четырёх контуров и 12 Арканов следует использовать образы из фэнтези, мифов и истории, а во второй половине колоды, начиная с пятого контура, следует переключится на научную фантастику.

Последнее о том, как устроена система Лири и его колода. Значения, связанные с картами, относятся одновременно к эволюции жизни на Земле (и эволюции разума и общества, как составной части единного эволюционного процесса), к истории самого человечества, как такового, и к личной судьбе каждого человека по отдельности. Более того, эта последовательность применима к самым разным объектам, системам и концепциям. «Дурак» может обозначать младенца, оплодотворённую яйцеклетку, эмбрион, одноклеточное, предка человека или дикаря — в зависимости от того, какую систему мы рассматриваем. Тем интересней перебирать возможную символику и ассоциации для каждого Аркана.

Теперь, мои мысли.

Во-первых, если бы мы жили в Риме периода упадка, и у нас на руках была бы аналогичная система, мы, вполне возможно, точно также говорили бы о том, что находимся на четвёртом контуре и пора осваивать пятый. Термины были бы другими, а смысл тот же. Те же разговоры могли бы вестись в эпоху Возрождения (но эта мысль как-то приятней, правда?). С другой стороны, можно представить, как в будущем наступит полный коммунизм, дети будут заканчивать школу, изучив квантовую механику, высшую математику и самые распространённые языки программирования, включая исторические; а обитатели будущего всё-равно будут говорить о том, что школа делает упор на третий, семантический контур, жизнь учит четвёртому, и что пора уже, чёрт побери, осваивать пятый! (Ага, и эти коммунистические дети будут неграми с мусульманскими именами и китайскими фамилиями.) В общем, четвёртый контур — это всегда Настоящее, а Настоящее — Вечно.

А можно представить, что Будущее всё-таки наступит, и в этом Будущем работы Лири потеряют всякий смысл, кроме исторического. И что мы с вами (те, кто доживёт) ещё успеем посмеятся над мечтателями и фантастами прошлого, которые держались за свои линейные модели и не видели будущего, даже когда оно стучалось к ним в двери!

Наконец, можно считать тексты Лири корректной картой будущего, почему бы и нет? У многих не было и такой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 1 из 7 ): 1 23 ... 7Следующая »