Таро Лири

Сами понимаете, в связи с популярностью этого архетипа, число образов, которые можно с ним связать, поистине необъятно. Мне в голову приходят компьютерные игры, стрелялки и файтинги, а также всевозможные боевики и прочее в том же духе. Сила, мощь, победа; пришёл Герой, всех снёс. Его могут звать Дюк Нюкем, Конан-варвар, Рэмбо… Или, к примеру, Джеймс Бонд — ещё один классический мужчина-победитель, способный очаровать любую женщину, одолеть любого врага и наплевать на любое правило.

«Все это внешние, объективные характеристики Императора. Если взглянуть изнутри, — это голос, который звучит во всей лирической поэзии поучительного, вдохновляющего или возвышенного характера: «Я — Хозяин своей Судьбы; Я — Повелитель своей души». Большинство подборок школьных текстов по английской литературе — это программирующие руководства, обучающие детей тому, как развивать такой вид Эго (в этом месте наши патриоты начинают рыдать от зависти к англосаксам — Г.Н.); только в колледже человеку дозволено узнать, что, оказывается, есть и другие виды. А герой популярных фильмов, книг, телепередач и т. д. — это, как правило, человек, который ведет себя так, как хочет себя вести всякий Император: всегда держать ситуацию под контролем».

Ключевая технология второго контура, наиболее полно проявленная в образе «Императора» — это искусство побеждать, быть сильнее, демонстрировать своё превосходство, даже самоутверждаться за счёт других.

Лири пишет, что для активизации этой фазы развития сознания стоит попробовать «заниматься любовью в агрессивной, животной манере, относясь к той (тому), кто лежит под вами, как к своей собственности«. А ещё можно «толкаться в толпе, фантазировать о том, как вы побеждаете и подчиняете всех и каждого, вести себя как абсолютный повелитель мира, заниматься силовыми соревновательными видами спорта и побеждать (или представлять себе, что вы победили)«.

С визуальным образом всё просто — классическое изображение короля Конана на троне.

2.3. «Иерофант«, шестая карта Таро Лири, третья фаза второго контура. Как я уже писал, «третья фаза выражает более сложную идею. Это одновременно высшая стадия развития соответствующего контура, начало его упадка и первое появление признаков следующего уровня… Это принцип организации; в этом смысле, можно сказать, что третья фаза — это проекция социополового контура на все остальные уровни».

На этой стадии речь пойдёт об объединениях в стаи, о первой настоящей социальности и «первой политической технологии». Вожак здесь не всегда самый сильный, но всегда самый коварный и опытный зверь. Цирируя Лири, «не лев, но обезьяна»; старая хитрая обезьяна. Именно поэтому символом этой карты является Верховный Жрец, Папа, глава Церкви, тот, кто стоит над королями; «Подразумевается«, — пишет Лири, — «что папская политика — коммуникация — превосходит грубую мышечную силу«. Ведь мудрый самец всегда сможет обуздать агрессивный молодняк и направить энергию молодёжи в нужное ему русло. Конечно, пол не имеет значения, ту же роль может играть и старая самка. (У тех же слонов, например; или в современной школе, как не без злорадства напоминает Лири.)

С точки зрения взросления, здесь ребёнок впервые попадает в коллектив себе подобных, в котором надо научиться выживать «не благодаря силе, а благодаря социальной коммуникации«. Это «детская ватага» и «ребёнок, ориентирующийся в паутине власти«. В общем, от стаи обезьян до «зачатков внесемейных коммуникативных связей«.

Важно понимать и чувствовать разницу между «Императором» и «Иерофантам». Вот как Лири характеризует третью, последнюю фазу второго контура:

«Организация, закон, бюрократия, титулы, администрация. Политик. Председатель. Человек, вокруг которого плетется эмоциональная сеть. У Папы нет вооруженных дивизий, одни лишь правила, выраженные в обезьяньих символах… здесь представлен Истеблишмент, каким он видится жертвам инквизиторов, гестапо, КГБ или Федерального бюро по борьбе с наркотиками и опасными галлюциногенами».

В массовой культуре это будут старые, матёрые начальники «особых отделов разведки» — всевозможные Старики из книг Хайнлайна, глава 9-го отдела Арамаки из «Призрака в доспехах», неподражаемая Джуди Денч в роли М (Иерофант, отдающий приказы Бонду-Императору), Контроль у Ле Карре, Гесер и Завулон у Лукьяненко. Мне ещё вспоминается Великий Инквизитор Достоевского, а также образ Сталина в пост-перестроечной литературе (я имею в виду Сталина, как коварного деспота и интригана; Сталин, как живой бог сталинизма попадает в первый контур).

Да. Чтобы почувствовать себя «Иерофантом», Лири предлагает «используя свой жизненный опыт и актерское мастерство, путать людей моложе вас«, а ещё «придумать как можно больше способов оповещения всех и каждого о воображаемых угрозах, которые вызвали бы обезьянью панику в человеческом муравейнике«. Хотя иногда достаточно «смотреть на город с крыши высокого здания, воображая себя обезьяной, глядящей на джунгли из безопасного укрытия на дереве» — главное, помнить, что все они у вас под колпаком!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 6 из 7 ): « Предыдущая1 ... 45 6 7Следующая »