«Артхашастра», часть 1

Заодно Переслегин ссылается и на «Законы Ману», но они в этой части почти дословно повторяют «Артхушастру»:

«151. В полдень или в полночь, отдохнув, освободившись от усталости, [правитель] пусть размышляет вместе с ними [своими сановниками] или же один о дхарме, удовольствии (kama) и богатстве (artha),

152. о приобретении их, взаимно противоположных; о выдаче дочерей замуж и об охране сыновей,

153. об отправлении послов, о завершении [начатых] дел, о поведении [обитателей] женской половины дворца, о деятельности шпионов (pranidhi).

154. [Надо поразмыслить] тщательно о всех восьми видах деятельности и пяти разрядах [шпионов: действующих под личиной учителя, нищенствующего аскета, земледельца, купца и подвижника], о преданности и неверности, а также поведении круга [пограничных владетелей]:

155. о поведении [государя], находящегося посередине (madhyama), о деятельности стремящегося к завоеванию (vijigisu), о поведении нейтрального (udasina) и особенно тщательно — врага (satru).

156. Они в совокупности основные — корень круга; перечисляются и другие восемь, а всего их, считается, двенадцать.

157. [Имеются] и другие пять [элементов], а именно: сановник, страна, крепость, казна и войско; так как они упомянуты в связи с каждым [из двенадцати государей, то всего элементов круга] в совокупности — семьдесят два.

158. Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — [всякого], кроме этих двух.

159. Надо всех их подчинить своему влиянию переговорами и прочими средствами, [употребленными] отдельно или совместно, мужеством и политикой (naya)».

Мои возмущённые вопли по поводу вышеприведённого отрывка из «Суммы стратегии» читайте ниже.

Возмущённые вопли по поводу изнасилованной Переслегиным и Ко «Артхашастры»

Понимаете, тут можно к каждой второй фразе придираться. Да, Каутилья писал сложно, давно и непонятно, и существует несколько возможных реконструкций его идей. Плюс, «Артхашастра» неисчерпаема, как атом, так как это трактат обо всём, включая внутреннюю планировку конюшен и использование карликов и горбунов в качестве агентов-отравителей. Но так же просто нельзя.

«Индийская традиция рассматривает войну как взаимодействие семи элементов«. Вообще-то, даже в одном этом отрывке всё сложнее. «Правитель, советники, казна, войско, земля, крепости, союзники» — это пассивные факторы, то есть те признаки, обладание которыми делает государство суверенным государством, и которые необходимо учитывать при планировании. От состояния этих факторов зависит благосостояние государства в мирной жизни. Победу в войн приносит взаимодействие трёх других элементов: «Возможности заключаются в силах, а достижение есть счастье (победы). Силы бывают трёх видов — сила знания, т.е. возможности, представляющиеся в виде совета; силы, состоящие в казне и в войске, — это возможности, которыми располагает государь; и сила героизма — возможность, заключающаяся в энергии (воинов)«.

Англоязычные переводы соглашаются, что речь идёт о противостоянии на трёх классических уровнях — физическом, интеллектуальном и моральном (психологическом). Государства сравниваются по уровню «штабной работы» (интеллектуальной состоятельности царских советников); по имеющимся у них материальными ресурсам — размерам войска и финансовым средствам, которыми располагает тот или иной царь; и по таким нематериальным компонентам, как доблесть, боевой дух и т.д. Соотношение этих трёх сил и делает государства сильными или слабыми в военном отношении. Особенность Каутильи была в том, что он, вопреки существовавшей традиции, ставил материальные факторы выше моральных, но интеллектуальные — выше материальных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 4 из 6 ): « Предыдущая123 4 56Следующая »