«Артхашастра», часть 1

Стратегическое планирование военной кампании должно было учитывать силу государств (интеллектуальную, материальную, моральную), время и место конфликта. Опять же, традиция спорила о том, какой элемент важнее — сила, место или время, но Каутилья пишет, что все три одинаково важны. Итого, у нас три главных элемента, из которых сила сама состоит из трёх элементов.

Затем надо было назначить время начала кампании, время сбора войск, проанализировать возможность беспорядков в тылу, ожидаемые потери и приобретения, а также случайные факторы, которые могут повлиять на ход компании.

На уровне «большой тактики» следовало научиться работать с «maula-bhrita-sreni-mitra-amitra-atavi», то есть с шестью типами войск, от лучших к худшим — элитными, призывными, территориальными, союзными, недружественными (но временно сражающимися на нашей стороне) и лесными (имелись в виду племена недисциплинированных дикарей, подчиняющихся своим вождям).

И наконец, на тактическом уровне война состоит из взаимодействия четырёх элементов — пехоты, конницы, колесниц и слонов. Чтобы это проиллюстрировать, индийцы даже шахматы изобрели («чатуранга» — игра «четырёх частей»), где у каждого игрока, помимо царя и советника, имеются слоны, всадники, колесницы и пешие воины.

«Важнейший из них — Государь (полководец, актор, «стремящийся к завоеваниям», «совершенный раджа, имеющий совершенные элементы государства») располагается в «начале координат»: все остальные элементы можно рассматривать как бинарные противоречия, по отношению к которым Государь занимает управляющую позицию. На практике Законы Ману предлагают нашему вниманию системный оператор типа «гиперкрест»«. Нет, не предлагают. Никакого «гиперкрекста» там нет. И как бинарные противоречия их рассматривать нельзя. Шесть главных элементов государства — это царь, советники, казна, войско, земля, крепость. Союзники — седьмой элемент, который является внешним по отношению к государству. (Иначе говоря, наш союзник — это отдельное государство, у которого тоже есть царь, советники и далее по списку. И свои союзники, одним из которых, соответственно, являемся мы.)

«С нашей, европейской точки зрения противопоставление казны и войска очевидно«. Во-первых, текст написан не с европейской точки зрения. Казна и войско вместе составляют объективную силу государства, которой может распоряжаться царь. Казна необходима для содержания большого войска, но противопоставления тут нет.

««Страна» понимается, как набор мирных производств и деятельностей, а «крепость» есть совокупность военных производств и деятельностей«. Не совсем так. Это в Переслегине говорит человек индустриального общества. (Или игрок в RTS, где военное производство сосредоточено в пределах «базы»-крепости.) В аграрном обществе основные средства, необходимые для войны — слоны, кони, люди, продовольствие — «производятся» как раз в сельской местности, то есть на территории «страны». «Крепость» — это столица, где находится царская резиденция и казна, или иной пункт, где удобно обороняться. Плюс, главный рынок находится как раз в столице, за крепостными стенами. Это к вопросу о мирной деятельности.

«Но вот почему противопоставлены «советники» и «союзники»?» Они не противопоставлены.

«Насколько можно судить, древние мудрецы, авторы законов Ману, полагали, что интересы «союзников» и «советников» Государя практически всегда несовместны, более того — «союзники» и «советники» оказывают влияние на «совершенного раджу» и действуют при этом в противоположных направлениях«. Они этого не предполагали.

«Наши ролевые и расстановочные игры подтвердили этот вывод. Оказалось, что данное противоречие является значимым практически во всех важных случаях. В ситуации кризиса оно даже является самым значимым«. Как говорят в интернете, facepalm.jpg.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 5 из 6 ): « Предыдущая1 ... 34 5 6Следующая »