История городской легенды

Фильм второй — это классический сиквел. Он и снят по принципу — те же герои, другая история, а не тут-то было. Миф уже начался и стал диктовать свои правила.
Во-первых, несмотря на то, что главным героем сделали парня, противостоит Фредди, по сути, по-прежнему девушка. И, что характерно, побеждает. И становится ясно, что настоящим проводником-стражем была она, а парень — только средством.
Во-вторых, финал вышел таким же кольцевым. Всё закончилось тем, что всё возвращается на свои места. Возможно, кто-то снова сошёл с ума.
В-третьих, несмотря на то, что Фредди изначально предлагали действовать через сны, в этом части истории он решил пойти своим путём. Со снами-то вышла накладка. Тот, кто обещал ему всемогущество во снах (мы знаем, что этот кто-то был, потому что видели все серии, но во время просмотра этой части можем только догадываться), забыл предупредить, что по законам мифа ему всегда будет противостоять достаточно сильный противник — и периодически побеждать. После этого будет начинаться новый цикл мифа, несущий для Крюгера новое поражение.
В общем, это открытие ему не понравилось, и он стал искать путь назад в реальный мир. Вот откуда все эти попытки завладеть не только душой, но и телом главгера. Однако ж за годы посмертия Фредди успел подзабыть, что реальность не так гибка, как сны, да и всемогущества в ней ему не видать. Хотя по началу он просто опьянён возвращением в мир живых (отличная сцена на вечеринке, когда он носится за толпой пьяных подростков, приговаривая: «Детки, вы все мои»). И, кстати, именно здесь впервые появляется намёк на ту своеобразную иронию Фредди, примеры которой в будущем мы сможем наблюдать неоднократно. В конце концов, посредник выталкивает его обратно в сновидения, и, видимо, Фредди ставит крест и на этом способе. В первый раз он опирался исключительно на силу посредника, вряд ли подозревая об этом, второй раз попытался идти в обход, но всё равно проиграл. И дальше, раз за разом, он будет искать новые способы.
Соответственно, и те, кто будут противостоять ему, будут искать новые способы борьбы с кошмаром. В первой части Нэнси просто забрала свою силу назад. Во второй части у Фредди отняли его новое тело примерно тем же способом, которым он его приобрёл.

Есть распространённое мнение, что этот сиквел плох по сравнению с первым фильмом. Не согласна, местами он даже лучше; иногда, конечно, менее удачен, но он просто другой. Про самые плохие фильмы в серии речь впереди, а номер два просто выбивается из общего ряда первых, золотых, фильмов. И, как покажет жизнь, в дальнейшем авторы фильмов вернуться к первой концепции. Или — может так прозвучит правильнее — Фредди не станет искать окольных путей и довольствуется снами.
И ещё кое-что: фильм снят в 1985 году (предыдущий — в 1984), однако там звучит фраза, что с прошлых случаев прошло пять лет (кстати, время перерыва будет уменьшаться в дальнейшем). Этот пример отлично иллюстрирует, что время в той реальности идёт по-другому.

Три-четыре, запирайте дверь в квартире

«Кошмар на улице Вязов 3: Воины сновидений» 1987/ «Кошмар на улице Вязов 4: Хозяин снов» 1988
Тема третьего и четвёртого фильма — раскрытие мифа, управление снами. Завершение первого кольца мифа
Офф-топиковая мысль: многие заметные актёры в юности снялись в «Кошмаре…». Ну то, что первый фильм — по совместительству первый фильм Джонни Деппа, это классика. В третьем же, например, играли Патриция Аркетт и будущий Морфеус.

Это вторая часть первого кольца мифа; повторение первой части кольца на новом уровне. Так третья серия возвращает нам тех, кто начинал эту историю — Нэнси и её отца. Нэнси стала намного сильнее, как будто специально, чтобы снова противостоять Крюгеру, только в этот раз не она страж, более того, в этот раз Фредди ведёт себя умнее, и, в общем-то, не показывает прямо своим жертвам, кто из них способен его уничтожить. И ведь, на самом деле, Кирстен не удаётся этого сделать, по большому счёту ей даже не дают такой возможности. Хотя, кто знает, если бы дали — смогла бы она справиться? Нам известен только один единственный страж сумел победить по-настоящему, избавиться от своих кошмаров. Об этом скажем позже.
…И снова фильм начинается с дома и детей. Хотя правильнее написать: впервые фильм начинается с дома по улице Вязов, в котором когда-то жила Нэнси. Не может не вызывать вопросов то, как Фредди привязан к этому дому. Это не его бывший дом, безусловно, хотя бы потому, что тот дом сожгли вместе с ним. Кстати, во второй части есть сцена, в которой главные герои приезжают на старую электростанцию, где у Фредди было логово. Так вот, такое чувство, что это не то место. Похожее, но не то, и в газетах намеренно информация об этом была искажена. Ну или, по крайней мере, Фредди покинул его раз и навсегда, оно ему разонравилось.
А вот дом Нэнси… это место, где хранилась его перчатка. Да, с этой перчаткой действительно не всё так просто. Она важна, она была фетишем для него при жизни, она стала артефактом после его смерти. Она существует как бы в двух вариантах — реальная, та, которую забрал мать Нэнси, и ещё одна, которую носит Фредди. И иногда это две разные перчатки, а иногда только одна. Она — его связь с внешним миром. После второго фильма её следы теряются. Возможно, она до сих пор лежит в том доме. Это должно быть так, иначе, зачем Крюгеру возвращаться в тот дом снова и снова?
И так, мы видим Кирстен, собирающую тот самый дом, мы видим, как ей снится сон с этим домом и детьми. И это значит, что Фредди вернулся к старому проверенному способу. Мёртвые дети поют для него заклинание и помогают пройти в человеческие сны. Они — его опора, вынужденно или уже добровольно — кто знает, что стало с их душами, но они помогают ему. Третий фильм — это начало «закукливания» мифа, образование его «тела». Здесь закрепляются те образы первых двух серий, без которых немыслим классический миф, и старый дом и дети — один из важнейших таких образов.
Второй — это девушка, противостоящая Фредди. Вообще, части третья, четвёртая и пятая — это самая что ни на есть классика. И образ Кирстен — это второй образ из тех четырёх (миф этот вообще подчиняется логике цифры четыре), что составляют классический образ стража кошмаров улицы Вязов. Первым, естественно, была Нэнси. Сила Кирстен уже более активна и более управляема, а главное — более «сильна». Она позволяет уже управляться с тканью сна, если не так хорошо, как это делает Фредди, то, по крайней мере, достаточно хорошо, чтобы сопротивляться ему. И всё же, эта сила всё ещё недостаточно «сильная».
Кажется, та девочка, которая приводит Кирстен в дом Фредди, это она сама, уж вряд ли они случайно так похожи. И это логично, безусловно, ведь только у стража есть достаточно сил, чтобы войти в такую реальность.
Естественно, из дома Кирстен попадает в котельную — адское место. Совсем не похоже на заброшенную электростанцию, не правда ли? Думаю, то место так и не нашли. Вот поэтому полиции и пришлось отпустить Крюгера.
С первого фильм прошло шесть лет. Забавно. Между первым и вторым один наш год пошёл за пять их, а между вторым и третьим — два наших за один их. В любом случае, период «покоя» явно сократился.
Возвращаясь к сну Кирстен: когда мы видим комнату, где с потолка свешиваются трупы подростков, то можем предполагать, что период бездействия Крюгера был ещё меньше, чем нам кажется. Трупов очень много. Это притом, что каждый раз, как мы можем видеть Фредди, в каждом фильме, число жертв нет уж значительно, оно ни разу не превысило пяти человек. Именно этот момент должен дать нам представление об истинных масштабах таинственной деятельности Фредди. Это нечто достаточно будничное для него, рядовое пополнение сил. А видим мы только ключевые, важные вехи, когда Фредди нарывается на достойного противника. Когда он подходит к своему стражу слишком близко. И, опять же, был ли этот «год покоя» на самом деле? Может быть, то, что случилось во втором фильме, наоборот, помогло ему. По крайней мере, показало, как именно ему следует действовать. Не соваться в реальность, а оттачивать своё мастерство по управлению снами. И, надо признать, по сравнению со вторым фильмом последнее сильно прогрессирует. Так, что Фредди, считая себя абсолютом в этих снах, начинает хулиганить и безобразничать, выбирая уже для каждой жертвы индивидуальную гибель, играя на их страхах, слабостях, маскируя их смерти под самоубийства. Таким образом, он стал изобретательнее и, безусловно, осторожнее. Вот почему он смог прийти к схватке со своим вторым стражем намного более подготовленным.
Третья часть — это пространство, где начались настоящие кошмары, где дети постоянно боятся засыпать. Сон — это облегчение, это лекарство, которому мы всегда верим, последняя защита организма, и настоящий кошмар в том, что это безотказное средство успокоения перестаёт работать. Не спать — невозможно. Спать — смертельно.
Третья часть — это время, когда миф выходит за пределы улицы Вязов. Её герои — последние дети с этой улицы. Нам надо помнить об этом, когда мы будем говорить о следующих тезисах.
Третья часть — это момент, когда течение истории становится непрерывным, а выжившие герои переходят в следующую историю, чтобы погибнуть или продолжить борьбу.
Кроме того, третья часть — это первое явление Аманды. Смутное явление. Кажется, что и она не так уж сильна, и что её появление — это побочный эффект деятельности Фредди. Часть отражённой силы, она, тем не менее, даёт советы и весьма странные. Казалось бы, где церковь и где Фредди, который, и это вполне очевидно, не может являться частью христианской субкультуры и не должен никак реагировать на её символы. Так что же происходит?
Как уже было сказано, Кирстен могла бы победить его, так или иначе, с помощью своих друзей. Но… Следуя совету Аманды, доктор и отец Нэнси (кстати, откуда у последнего ключ от автостоянки?) хоронят кости Фредди по христианскому обычаю. Они отвлекают его. Или он отвлекает их? Подростки, на которых он охотиться сейчас, — последние. Они умрут, и его сила иссякнет, это неизбежно. Ему нужно это? Сомнительно. Ему нужно, чтобы они привели других, а для этого они должны поверить, что победили. Победили практически без сражения, потому что страж так и не вступила в бой по-настоящему. И Крюгер разыгрывает спектакль. Он выбирает такое средство, которое если и может ему повредить, то очень незначительно. Он посылает Аманду, которая если и настоящая, то сейчас полностью подчинена его воле. Он отвлекает своих противников. Заодно он убирает со своего пути Нэнси, но это скорей всего просто его везение и невезение его жертв. Он делает вид, что побеждён. Чёрт, он горит! Фредди не боится огня, не боится. Огонь — это то, что дало ему нынешнюю силу! А в том фарсе, который называют восьмой частью, несут чушь про то, что огонь — это страх Фредди! Одной это фразы достаточно, чтобы понять, кто на самом деле её произносит.
Рисковая игра. Но ведь он выиграл. И только так можно объяснить начало четвёртой части.

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 2 из 5 ): « Предыдущая1 2 345Следующая »