Пао. Анахарсис. Игры для Океании

На самом деле, я хотел поделиться с вами следующим. Есть такая вещь, как архетипы персонажей, шаблоны, если хотите. (Переслегинские менталитеты близки к чему-то подобному.) Среди этих архетипов есть те, которые мне очень нравятся. Например, восточный типаж странствующего мудреца, философа, мастера боевых искусств, военной стратегии и настольных игр.

В книге Кадникова эту роль играет скифский философ Анахарсис. Наслаждайтесь… Хотя, конечно, я не знаю, порадует ли вас подобное; меня бы порадовало. Ну и стиль соответствующий, автор, всё-таки, не писатель, а псих, и это иногда заметно:

«Скифский мудрец Анахарсис был дядя по отцу скифского царя Иданеирса, сын Гнура, внук Лика, правнук Спарганейфеса и брат царя Савлия (Давкета). Он всю жизнь прожил в Скифии, но много путешествовал по другим странам…

С раннего возраста Анахарсис научился играть в шашки. В пору юношеской зрелости он становится хорошим шашечным игроком, отличным охотником, музыкантом и осваивает оружие воинов… Анахарсис, путешествуя по соседним странам, знакомится с военным воспитанием арабов, греков и других народов. Вернувшись в Скифию, Анахарсис активно участвует в военном воспитании скифов.

Анахарсис был очень силён и ловок, владел различными приёмами боя, но не этим он был знаменит. Он обладал большой ясностью, проницательностью и логичностью ума, отлично владел знаниями реального сражения, постоянно совершенствуя и изобретая новое. В скифскую военную школу он внёс занятия шашками. При этом мудрец считал, что «сражение на малом поле» должно быть обязательно для воина.

В шашках Анахарсис уже видел не только развлечение, спортивный азарт, искусство мирного боя, но и то, что шашки способствуют психологическому закаливанию, умственному развитию и дают возможностью легче ориентироваться воину в сложной неопределённой обстановке.

В древней Скифии было время, когда военное искусство и шашки были неразрывны. Одно дополняло или способствовало развитию другого. Трудно поверить в эту связь? Мною раскрыты три военные тайны, которые дали славу Анахарсису как великому воину-учителю, ибо тайны связывали всё и способствовали успеху скифского конного войска на протяжении ряда веков.

Первая тайна заключалась в том, что Анахарсис разработал и предложил царю совершенно новую стратегию и тактику ведения боя. Обычно при сближении войск конницы неслись друг на друга по кратчайшему пути, или, как принято говорить, по «прямой» или «лоб в лоб»… Однако очень мудрое решение нашёл Анахарсис, предложив поменять направление движения конницы под углом 45 градусов, то в одну, то в другую сторону. То есть движение конницы сравнимо с движением шашки «наискосок» по двум соседним вертикалям к противнику или, как говорят моряки «двигаться галсом». При этом в каждом движении скифской конницы предлагалось вести массированное применение оружия: сначала пускались стрелы из лука, метались копья, потом бросались дротики и топоры. Сблизившись, всадники должны были вступить в рукопашный бой, применив укороченные копья, и рубиться мечами. Скифы хорошо защищались мечами и одеждой. Применение приёма «наискосок» давало многое: противник раскрывал свои уязвимые места, и происходило массовое поражение его воинов и коней. Это вносило большую панику и страх в ряды пришельцев. Военная тактика и стратегия Анахарсиса были принятые и скифы стали наводить настоящий ужас в сражениях. Слухи о воинственности скифов и страхе, наводимом ими на противника, докатились до наших дней. Но никто не мог раскрыть их тайны.

Вторая тайна заключалась в изобретении и применении дальнобойных стрел…
Стрелы, получив дополнительной утяжеление, улетели в небо выше и упали дальше обычного. Кивнув головой уходящему, мудрец додумывал эффект от применения дальнобойных стрел в начале и в конце предстоящего боя.

Третья тайна была связана с цикутой… Когда Анахарсис услышал, что воинам дают команду брать нескольких пленников (остальных убивали), то он предложил новое оружие — «цикуту». Её форму навеяли шашки. В скифских шашках две большие дороги. Главная сила шашек соперника расположена между двумя большими дорогами. Чтобы разбить эту силу, надо освободить все клетки на больших дорогах и выставить свою главную шашку (дамку) на пересечении дорог. Мудрец чётко представлял контур больших дорог от их пересечения до противника и сделал копьё с двумя наконечниками, с соединёнными втулками и раздвинутыми перьями. Вскоре Анахарсис доработал конструкцию, заменив перья двулезвийными ножами, смазанными соком цикуты, обладающим паралитическим действием. Достаточно было такими ножами сделать небольшую ранку, чтобы парализовать пришельца и затем его лошадь. Скифы знали и как прекратить действие яда у пленённого…

Анахарсис рассказал царю о своей «цикуте», предлагая её дать самым сильным и ловким или старшим девяток (в скифском войске отделение из девяти воинов). Но царь, посоветовавшись с воеводами, выделил особый отряд, который стал заниматься пленением пришельцев».

Если у вас возник вопрос, как связаны дальнобойные стрелы и шашки, то всё просто — Анахарсис придумал их, играя в шашки, и утяжелил наконечники стрел шашками.

«Этапы жизни Анахарсиса мало описаны в печати. Первый этап, связанный с детскими годами, совершенно не содержит сведений. Почти такое же положение со вторым этапом, связанным с юношескими годами, из которых известно то, что он много путешествует по Крыму: сначала пешком, потом на коне и затем на корабле. Третий этап содержит скудные сведения, связанные с взрослением и молодыми годами, проведёнными в тяжёлых условиях, что не соответствует жизни людей, вышедших из царской семьи.

Сначала Анахарсис ходил пешком, знакомился с землепашцами, с их изнурительным и грязным трудом (чёрная дорога). Вторая дорога этого этапа была тоже тяжёлой, но была победной. Он передвигался на коне или на повозке. На этой дороге были познания гончарного дела и секретов «спаивания и смешивания меди» и железной металлургии (красная дорога). Третья дорога была связана с морем. Это было плавание на торговом корабле: сначала вдоль побережья Скифии, а затем по всему Чёрному и Средиземному морям. В пути он изучал морское дело, но часто приходилось делать всё, что требуется (чёрная дорога). В четвёртом этапе он становится воином, идёт труднейшими дорогами, которые делают его известным по всей Скифии и в соседних странах. Он изобретает и изготавливает плуг из железа. Он отлично владеет гончарным делом, изобретает гончарный круг с ножным приводом и делает посуду воинам и «восьминогим» (прослойка скифской бедноты, владельцы двух быков и повозки — Г.Н.). Он ведёт выплавку железа из руды и изготовляет оружие. Анахарсису приходится плавать на военном корабле и охранять морские границы Скифии. На этой трудной и опасной дороге он изобретает двухзубый якорь. На этом этапе он сочиняет самые длинные стихи и мудрые изречения. Его признают великим мудрецом. О нём разносится весть по всему древнему миру.

Шашечный путь Анахарсиса был неизвестен. Однако автору удалось раскрыть некоторые его тайны. В те далёкие времена в Скифии играли в шашки на двухцветной 81-клеточной доске…

Анахарсис был весьма изобретателен. Он предложил поменять первоначальную расстановку шашек, их форму, окраску и правила игры. Однако большим триумфом его изобретений стали военные шашки на трёхцветной шашечнице. Мудрец считал, что в жизни всё взаимосвязано и важно: шашки, музыка (искусство), спорт.

Восхождение на шашечный олимп Скифии для Анахарсиса длилось долго. Тщательно он собирает шашки и пробует играть с начинающими игроками, накапливает опыт и знания, пробует свои силы уже со всеми желающими. Далее он побеждает многих игроков, лишь с самыми сильными делает ничьи, и всё же Анахарсис становится чемпионом Скифии. Затем Анахарсис достигает большой шашечной зрелости и мудрости. Это связано с важными событиями в его жизни. Во-первых, Анахарсис, становясь неоднократным чемпионом Скифии, как сильнейший её шашист попадает на Олимпиады в Грецию (596-592 гг. до н.э.). Во-вторых, в шашках он находит нечто большее, чем видят остальные. Он заметил, что шашки объединяют людей как спорт, как музыка. Поэтому мудрец возносит сражения на «малом поле» (на шашечнице) как средство, крепящее дружбу между людьми.

Шашечный путь Анахарсиса исследовался автором долго, и он усмотрел реальность его описания в склепе №9 (не спрашивайте — Г.Н.). Это шашечный мемориал, посвящённый скифскому мудрецу Анахарсису. Его картины отражают реальную жизнь великого шашиста Скифии. В них прослеживаются целые эпохи древних шашек. Картины читаются последовательно, комплексно по часовой стрелке, начиная от входа. Картины на каждой стене отражают периоды шашечной жизни Анахарсиса: на восточной — ранний период, на южной — период восхождения на Олимп Скифии, на западной — период большой шашечной зрелости, на северной — заключительный этап мудрости и познания тайн игры.

Ранний период — ознакомление с существующими шашками, с их правилами…

Самый главный период в жизни мудреца отображён сразу же при входе в склеп №9 картинами и рисунками на западной стене. В этот период Анахарсис переосмысливает некоторые события, с большой логичностью и ясностью находит в них пользу, ценнейшие решения и мудрые изречения… Итак, взглянем на картины. Вот человек с лирой и всадник — это великий скифский изобретатель, мудрец, философ, поэт, музыкант, врач, воин, охотник, путешественник и шашист Анахарсис, которому посвящён весь мемориал…

Когда же создавался мемориал Анахарсиса, художнику надо было бы рисовать трёхцветную шашечницу, как главное достижение мудреца в шашках, но он не имел права. Это могло натолкнуть противника на тайну военной стратегии, поскольку скифские воины тренировались на такой шашечнице, а раскрытие этой тайны каралось по закону…

В скифское время игра в шашки требовала не меньшего мастерства, искусства, чем сейчас, и услаждала человека как музыка. В склепе, как и в жизни, шашки и музыка были вместе. Это символизирует картина склепа. Анахарсис любил поиграть на лире. Музыке он обучал некоторых скифов. Однако в ней его успехи были меньшими, чем в шашках.

Искусство шашечной игры сравнимо с искусством охоты. Охота увлекательна, но требует большой физической силы, ловкости, смекалки. Она даёт людям большую пользу: пищу, мех, кожу для одежды и кости для поделок… В конечном счёте охота приносит материальную пищу, а шашки приносят духовную пищу. Пища и окружение наполняют человека различными эмоциями. В жизни эмоции необходимы человеку. В шашечной игре эмоции также бывают положительными и отрицательными. Игра готовит человека к различным эмоциональным состояниям. В игре эмоции действуют по разному. Обычно при победах или находке интересных ходов, позиций, вариантов появляются радостные эмоции, которые успокаивают человека и завлекают его игрой. При поражениях, при допуске ошибок появляются печальные эмоции, которые заставляют искать выход, настраивать и увлекать новыми находками. При достижении ничейного результата игры могут быть и радостные и печальные эмоции, но они продолжают развлекать человека.

На картине в отношении самого Анахарсиса показано, что охота кормит его и как шашиста, и как музыканта. Насытившись материальной пищей, получив положительные эмоции, можно поиграть в шашки и поиграть на лире…

На западной и восточной стенах между пилястрами под потолком тянется карниз из треугольных зубцов. Треугольные зубцы в углублённой части заполнены красной краской: на выпуклых треугольниках нарисованы красной краской стрелы. Согласно принятому обозначению в скифском войске — это воины на холмистой труднопересечённой местности, лишённые возможности видеть врага. В такой ситуации воины находились в очень затруднительном положении. Исходя из религиозных соображений скифов, таких воинов спасают (раньше говорили — возносят) знания самого Анахарсиса (переданные им знания во время учений) и искусство борьбы самих воинов и их навыков, полученных при игре в шашки, при музицировании и охоте… (Возможно, следует читать «и их навыкИ, полученныЕ при игре в шашки, при музицировании и охоте» — Г.Н.)

Шашки, ленты, зигзаги и картины на всех стенах связаны между собой. Это подтверждает, что опыт и знания на всех жизненных дорогах Анахарсиса всегда были связаны с шашками. Опыт жизни и опыт шашечной игры нужны воинам и людям мирным. Так учил Анахарсис. Воины должны знать морское дело, ибо Скифия окружена морем, но не менее важно знать железную металлургию и гончарное дело (без оружия и посуды нельзя). Но надо знать и другое. Например — знать земледелие. Без этого не прожить, хлеб нужен всем.

Ленты — это дороги. Ленты расходятся на зигзаги, то есть на дороги более сложные. Результаты на них как в шашках. Люди идут по мирной дороге или по дороге войны. На одних дорогах они погибают, на других — они победят и опять будут ходить по мирным дорогам. Дороги поражения — чёрный цвет, дороги победы — красный цвет, мирные дороги — жёлтый цвет. На войне, когда не идут сражения и передвижения, такая дорога — жёлтый цвет».

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 2 из 4 ): « Предыдущая1 2 34Следующая »