Пао. Анахарсис. Игры для Океании

Из следующей главы (всё о том же):

«…Время скифских мудрецов Анахарсиса и Токсариса (VII-VI века до н.э.) ознаменовалось большой эволюцией в шашках. Экзотика древней игры усмиряла воинственных скифов.

Царевич Анахарсис рано увидел грубых, злых, жестоких и свирепых людей. В царском дворце надсмоторщики издевались над рабами и «восьминогими» и нередко били их до смерти. Анахарсис возненавидел такое обращение. С ранних лет он отошёл от детских военных забав и пристрастился к шашкам. Анахарсис занялся усовершенствованием шашечной игры (изменил шашечницу, правила игры, изобрёл новую форму фигур)…

Жизнь скифов таинственна. О них заговорили, когда их кочевые племена стали наводить ужас в Европе и Азии. Об их свирепости знали в Мидии и Армении. Это было ещё за сто лет до Анахарсиса. Главное божество скифов было тогда божество войны. Ему они приносили в жертву животных и людей. Одним из проявлений скифской жестокости был обряд человеческой жертвы богу войну — Аресу, убивали каждого сотого из числа военнопленных.

Со временем обычаи скифов изменились. На западе и юге Скифии затихли кровопролитные стычки с греками… И вот пришло время, когда Анахарсис заявил отцу-царю, вождю, воеводам, послам соседских стран о том, что конфликты надо решать мирным путём. Его девизом стали мудрые слова: «воины должны сражаться только на «малом поле» — за шашечницей». Ещё позже Анахарсис скажет слова: «По вертикальным линиям шашечницы, как по артериям людей, должны идти только добрые мысли играющих, которые разрывают недобрые, злые, страшные и горестные мысли жизни».

Со своей новой шашечницей и красивыми шашками совсем юный Анахарсис появляется и играет в среде жестоких и свирепых воинов, которые заезжали на своих повозках в городище. Вскоре своей мирной игрой Анахарсис увлекает воинов…

Позже Анахарсис будет добиваться замены жертвоприношения пленников на бескровный обряд, когда вокруг жертвенного костра выставлялись мечи на кучу хвороста. Затем он и Токсарис будут распространять союз побратимства, когда договаривающиеся стороны будут добавлять к вину лишь две капли своей крови. Так прекратился вампирский обычай скифов пить кровь или вино с большим добавлением крови, погружая перед этим в неё меч, стелы, боевую секиру, копьё и дротик…

Анахарсис был великим изобретателем в шашках. В юношестве он обыгрывал многих соперников, предвидел много ходов вперёд. Ему говорили, что он ясновидец в шашках…

Анахарсис рос и мужал. Он становился сильным воином, охотником и спортсменом. Возвратившись домой после нескольких походов и путешествий по соседним странам, он занимается обучением скифских воинов. Он заставляет их быстро реагировать на различные знаки и управлять своим телом на земле и на коне в горах, в лесах и на реках. Особенно тщательно он обучал воинов игре в шашки. Рассказывал им различные обычаи скифов и эллинов, читал много стихов. Он шлифовал сложные приёмы боя у каждого воина.

Пройдут века, и в странах Европы светские феодалы многое унаследуют от учения Анахарсиса в своём «рыцарском воспитании». Они поставят в учении главным «семь рыцарских добродетелей»: ездит верхом, плавать, владеть копьём, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи. Первые пять из этих добродетелей имели в виду подготовить физически сильного, ловкого воина. Игра в шашки развивала умение ориентироваться в обстоятельствах, находчивость, умение построить план нападения и защиты, и, вместе с тем, являлась средством для выражения верности и преданности своему сюзерену, прославления военных подвигов его и своих, способом заслужить некоторую благосклонность со стороны супруги сюзерена…

Анахарсис внёс значительный вклад в дело подготовки скифских воинов. Им было сделано многое: обобщён военный опыт соседних стран, разработана новая стратегия и тактика скоростного конного боя с применением различного вооружения, изобретено новое оружие, предложены новые построения воинов в боевых порядках.

Общеизвестно, что до Анахарсиса скифское войско делилось на «девятки» стоявших в одном ряду. Старший воин «девятки» имел в своём подчинении по четыре воина, стоявших слева и справа. Эллины (чужеземные воины) знали эти построения заранее и в начале боя старались уничтожить старших «девятки», что ослабляло скифское войско. Сначала Анахарсис предложил двухрядное построение «девятки»: в первом ряду — четыре воина, во втором — пять. Старший воин находился в середине второго ряда. Позже он предложил разделение войск по четырнадцать человек с трёхрядным построением: в первом ряду — пять воинов, во втором — четыре и в третьем — пять. Старший воин находился в середине третьего ряда. Таким образом, старший воин был надёжно защищён. (Путь тактики, да. Имеется в виду, что выдуманные автором «скифы» играли на доске 9х9, шашки обоих игроков ставились тремя рядами — 5:4:5. Дамка, фигура с особыми возможностями, выставлялась на поле в глубине своего строя — Г.Н.)

Именно для тренировки воинов Анахарсис изобрёл игру на трёхцветной шашечнице…

Таким образом, в шашках Анахарсиса усматривается прообраз современных шахмат.

Но вернёмся к трёхцветной шашечнице. По «легенде» эту экзотическую шашечницу царевич изобрёл будучи юношей, когда постиг первые боевые приёмы. Когда царевич внёс шашечницу в палату к отцу-царю Гнуру, там стоял большой шум. Когда Анахарсис развернул трёхцветную шашечницу, всё царское окружение во главе с царём затихло. А когда царевич рассказал им, что на этой шашечнице игровые дороги двух цветов (жёлтый и зелёный), которые соответствуют на поле брани разным дорогам: обычной (жёлтый цвет) и с преградами — леса, горы и городища (зелёный цвет), то в палате всё оживилось. Когда Анахарсис показал на простые шашки — стрелы, копья и дротики, а дамку назвал воеводой, который получает свои права сразу, не дожидаясь, пока все простые шашки этого игрока покинут свои изначальные места-позиции, вся палата загудела, как улей. Далее Анахарсис сказал, что будет полезно, чтобы воины царства — «девятые» — потренировались на трёхцветной шашечнице. В палате вновь установилась тишина. Первым заговорил вождь. Он попросил передать шашечницу в подвал «тайн» (запретов), в который могли входить только доверенные лица царства. Царь утвердил это, как указ царства, и тут же на распространение трёхцветной шашечницы было наложено табу (запрет). Теперь огласка секретов военной шашечницы варварам стоила головы любому скифу. Лишь через длительное время был издан указ, по которому скифские воины царской охраны тренировались на трёхцветной шашечнице. Царевичу было поручено, чтобы он в подвале «тайн» потренировал всех воевод на этой шашечнице…»

Дальше автор съезжает на другую любимую тему — коммунизм:

«Как отмечалось ранее, мудрец Анахарсис был великим изобретателем в шашках. Он менял шашечницы, их цвета, менял шашки, их количество на шашечнице, правила, названия простых и дамок. Всё это было связано с разными событиями в жизни людей… Когда скифы находились на грани войны с греками и требовалось срочно усиливать обороноспособность, наряду с изобретением новых видов вооружений и также с ведением новой стратегии и тактики конного боя, Анахарсис ввёл изменения в военных шашках. Он изменил цвета, изобрёл трёхцветную шашечницу, сменил количество шашек, уменьшив их до 14 на каждого игрока…

Анахарсис всегда стремился познать реально окружающий мир. Он много путешествовал. Его пытливый ум подмечал всё: жизнь богатых и бедных, воина и землепашца, охотника и скотовода рыбака и птицелова, гончара и ткача. Обладая большой проницательностью ума, ясностью мыслей, он выводит много философских суждений из увиденных обычаев. Анахарсис, тщательно изучив воинскую и спортивную подготовку и оружие — основу военной и мирной жизни, сближается с простыми скифами или «восьминогими», как их тогда называли. «Восьминогие» имели одну повозку и пару быков. Именно они составляли большинство жителей Скифии и крепили основу государства. Они трудились и создавали блага человеческие: растили хлеб, животных, заготавливали плоды, мясо, рыбу, делали одежду, посуду. С них царская власть собирала подати…

Ещё на родине у Анахарсиса появилась вера в утопию: «Создание солнечного государства с коллективной собственностью и коллективным трудом. Руководит в таком государстве община — выборщики от класса воинов и от класса земплепашцев-скотоводов во главе с выборным вождём». Но эта мысль ещё больше укрепилась в Греции и, в особенности, после бесед с Солоном, где Анахарсисом завладела эта идея для переустройства всей скифской жизни…

Мудрец стал думать, как расставить шашки на шашечнице, чтобы воплотить свои идеи на них».

Естественно, в книге Анахарсис всё-таки придумал свои социал-утопические шашки, но доверил их тайну только самым близким и идейно крепким людям.

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 3 из 4 ): « Предыдущая12 3 4Следующая »