«Артхашастра», часть 2

«Трудно быть богом» и «Артхашастра»

как гласит «Артхашастра», мандала 12 государств состоит из четырёх вложенных мандал, центрами которой являемся мы, враг, центральное государство и нейтральное государство…

Возьмём, к примеру, макрорегион, описанный в «Трудно быть богом» Стругацких. Главная четвёрка видна сразу, тем более, что геополитическое пространство там крайне вырожденное. «Наше» государство, естественно, Арканар, так как мы смотрим на мир с этой точки зрения. Общая граница у нас с Ируканом, так что Ирукан — наш естественный враг. Северные бароны, с которыми периодически воюют арканарские короли, по логике схемы должны считаться союзниками Ирукана. Центральным государством может быть Соан, так как это тоже заметное государство Запроливья. (Других там нет.)

На это вы можете мне сказать, что у Соана нет общей границы с Ируканом, поэтому Соан не может считаться центральным государством Запроливья. Но торговая республика Соан — морская держава, пустившая «все свои леса на корабли«. Запроливье, как регион, простирается от «от Питанских болот на западе Ирукана до морских границ торговой республики Соан«. Так как мир у нас не одномерный, то Соан вполне себе связан с Ируканом, просто эта связь идёт по морю.

Нейтральное государство, способное по отдельности противостоять Ирукану, Арканару, Соану или поддержать любого из них, по отдельности и вместе — это естественно, Эстор. Вернее, Эстор в узком смысле, как имперская столица-метрополия. Формально все государства региона — вассалы Эстора.

Таким образом, с точки зрения принципов индийского геополитического анализа, основные события повести должны рассматриваться через призму противостояния между континентальным Эстором («нейтральное государство», гегемон) и морским Соаном («центральное государство», субгегемон). Орден, скорее всего, надо считать фактором, союзным Эстору, здесь я согласен с aono. Таким образом, высадка орденских войск в Арканаре однозначно считывается, как удар Эстора по Соану — через союзников и по союзникам.

Очевидно, что создание Орденом плацдарма в Запроливье прямо противоречит интересам Соана. По очевидным причинам.

Более того, если основываться на словах Рэбы, рассматривался вариант с обвинением дона Кондора в соучастии в убийстве арканарского короля Пица Шестого:

» — А знакомы ли вы с генеральным судьей Соана доном Кондором?
Румата насторожился.
— Это старинный друг нашей семьи. (…)
— А вам известно, что дон Кондор участник заговора против его величества?»

Понятно, что такое обвинение, отосланное арканарским двором эсторскому двору, как верховной власти, не сулило Соану ничего хорошего.

Совсем уже домысливая, можно предположить, что усиление Соана на фоне метрополии произошло в те пятнадцать лет, когда резидентом там сидел дон Кондор. [И это все понимают, вплоть до ситуации «мы воюем не с Соаном. Мы воюем с доном Кондором».]

В этом смысле, сложно сказать, кто в конце разговаривает с Руматой и Гугом — земной наблюдатель, сотрудник Института Экспериментальной Истории, или вице-президент Конференции двенадцати негоциантов, и прочая, и прочая.

«Румата крошил хлеб и с усталым интересом следил, как дон Кондор медленно наливается желчью: хранитель больших печатей нервничал, опаздывая на чрезвычайное ночное заседание Конференции двенадцати негоциантов, посвященное перевороту в Арканаре, на котором ему надлежало председательствовать. (…)
— Тебе надо было убрать дона Рэбу, — сказал вдруг дон Кондор.
— То есть как это «убрать»?
На лице дона Кондора вспыхнули красные пятна.
— Физически! — резко сказал он. (…)
Дон Гуг, шевеля губами, переводил взгляд с одного на другого.
— В-вы.. Вы знаете, до чего вы так докатитесь? — проговорил он. — В-вы понимаете, до чего вы так докатитесь, а?
— Успокойся, пожалуйста, — сказал дон Кондор. — Ничего не случится. И хватит пока об этом. Что будем делать с Орденом? Я предлагаю блокаду Арканарской области. Ваше мнение, товарищи? И побыстрее, я тороплюсь».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Страницы ( 7 из 10 ): « Предыдущая1 ... 56 7 8910Следующая »