М/ф «Снова о драконе и витязе» и ТУАИ

(автор: gest)
(2013 год)

Я давно хотел написать о советском грузинском мультфильме 1976 года «Снова о драконе и витязе»:

В чём смысл этого мультфильма? Как-то я хотел задать этот вопрос вам, но с тех пор у меня появился собственный ответ на этот вопрос.

На первый взгляд, мультфильм «Снова о драконе и рыцаре» один в один содран с венгерского мультфильма 1967-го года «Новые варианты сказки о драконе» (его можно посмотреть тут, например). За одним важным исключением — венгерский мультфильм смешной, а грузинский — нет. Или это такой особый грузинский юмор, который не смешной. Потому что, ну, грузинский.

С другой стороны, обратите внимание на то, что грузины знали, о чём именно они рассказывают. Я писал: Сюжет про принцессу и дракона изначально другой. Хотя в поздние времена он и смешался с историей про Нечеловеческое Зло и похитителя, это уже профанация. Венгры не способны различить сюжет про дракона и царскую дочь, и сюжет про Кощея (повелителя подземного мира), который похитил Прекрасную Деву, поэтому они слили эти сюжеты в один; не они первые, конечно. А всё дело в том, что для них эти истории в равной степени бессмысленны.

Грузины — совсем другое дело. Самая смешная шутка мультфильма — это «по мотивам старинной грузинской сказки» — «Все знают эту сказку«. Это шутка по поводу интеллектуального уровня и кругозора советских цензоров, потому что в мультфильме близко к тексту пересказывается легенда о Святом Георгии (змей, источник, человеческие жертвы и т.д.). Святой Георгий — один из небесных покровителей Грузии, самый почитаемый в Грузии святой. Именно в Грузии было обнаружено одно из первых упоминаний «Чуда Георгия о змие», ещё до того, как эта легенда попала в Европу в результате Крестовых походов.

Всё это не снимает вопроса о том, какая логика стоит за показанными сценами и их последовательностью…

Так как я — это я, то я стал перебирать известные мне системы, пытаясь найти ту, чьи закономерности совпадали бы с показанным. В мультфильме предлагается шесть вариантов развития событий — семь, если считать правильный и истинный. Идеальный вариант показан в самом начале, но именно он является целью — «счастлив тот, кто походит на настоящего витязя» (то есть, на Святого Георгия). Это заставляет задуматься о том, что остальные варианты являются ступенями на пути к совершенству, тем более, что к этому выводу нас подталкивает характерное чередование эпизодов — герой принимает предложение дракона в первом, третьем и пятом случае, но проявляет агрессию во втором, четвёртом и шестом.

Итак, нужна концепция, связанная с развитием, с максимальным уровнем, и чередованием ступеней по принципу чёт-нечет, по возможности отечественная. И такая концепция мне известна :). Это теория уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ) от Я. Фельдмана!

(Если очень по-простому, то в ТУАИ заявлено восемь рабочих уровней — условно говоря, раб, крестьянин, воин, жрец (он же чиновник), торговец, учёный, гений, святой. Каждый уровень подчиняется следующему, подавляет предыдущий и проигрывает любому более низкому.)

В нашем случае, мультфильм рассматривает уровни со второго по восьмой, где восьмой — это уровень святого, «настоящего витязя». Высший уровень заявлен в начале, остальные идут по порядку.

Таким образом, проблематику мультфильма можно понять так. С одной стороны, поле борьбы с Драконом находится внутри каждого человека. Дракон — это наши внутренние демоны, те страсти, которые мы должны преодолеть и подчинить для того, чтобы развиваться. Особенности взаимодействия с собственным Драконом зависят от уровня данного человека. Одновременно, Дракон представляет собой внешнюю власть и её стратегию. (Дракон, в данном случае, самая очевидная метафора власти. Власть начинается именно с этого — вы будете меня кормить, а я позволю вам жить на этом месте.) Отношения человека с властью определяют социальную структуру общества. Люди развиваются — общество усложняется.

Будучи Властью (как в словосочетании «советская власть»), Дракон лучше всего чувствует себя на уровнях 3-4, но может изображать любой другой, вплоть до шестого.

Дальше просто смотрим мультфильм.

Страницы: 1 2

Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »