Этические системы: Колберг и Лефевр

(автор: gest)
(2008 год)

 

Колберг

Может, написать про Колберга?
Правда, я хотел о нём сказать после Лефевра, но концепция Колберга предшествует концепции Лефевра хронологически; плюс, я скачал книгу Лефевра, что дало мне много нового материала. Да и пост о Колберге набить, очевидно, проще (надейся — Г.Н.).

Итак, тема — попытки отрефлексировать Западную этику Крылова изнутри, с точки зрения её носителей.

Лоуренс Колберг писал о ступенях морального развития. Развиваясь, как личность, человек последовательно поднимается по лестнице морали. Движущей силой этого развития Колберг считал стремление к справедливости — что соответствует моему пониманию базовой ценности Третьей этической системы.

(Материалы я брал из сети, в первую очередь — отсюда и отсюда)

Всего Колберг выделял шесть ступеней, которые образуют три группы — предконвенциональные, конвенциональные и постконвенциальнальные. Важно понять, что речь не о выборе конкретного действия, но об обосновании выбора — «я сделал это, потому что…». Колберг исследовал именно то, как люди оправдывают или осуждают чьи-то действия в той или иной гипотетической ситуации.

Предконвенциональный уровень, «детский». Здесь моральная оценка действий зависит от их непосредственных последствий.

1. Страх наказания («если я это сделаю, мне будет бо-бо», «если вы им не поможете, они вас зарежут», «родители накажут», «духи покарают»). Готовность подчиниться правилам или приказу, чтобы избежать неприятностей; власть однозначно ассоциируется с силой, и наоборот. В общем, это первая ступень, которая присутствует уже у самых маленьких детей, хотя встречается и у отдельных нравственно незрелых взрослых. Большие и сильные («власть», «взрослые», «боги») устанавливают свои правила, опираясь на силу и страх, на кнут и пряник. «Красть плохо», потому что «это против закона», то есть «за это накажут». Чем жестче кара за то или иное поведение, тем более неправильным («греховным») оно считается, и наоборот — допустимо всё, за что не накажут, или накажут несильно. На этой ступени у человека отсутствует представление о том, что точка зрения других может отличаться от его собственной. Такие убеждения можно назвать авторитарными. С этой ступенью также связывают слепой эгоизм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Страницы ( 1 из 16 ): 1 23 ... 16Следующая »