Этические системы: Колберг и Лефевр

Помимо этого, Колберг пробовал рассуждать о гипотетической седьмой ступени, связанной с Трансцендентной или Космической Моралью. Я такие вещи называю «расчёт на Иисуса Христа». «Жизнь человека — элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни». Но эта тема не получила развития, так как в ходе опросов Колберг не смог найти никого, кто последовательно исповедовал хотя бы шестую ступень, не говоря уже о седьмой.

Так, теперь с критикой и исправлениями.

Кого-то шокировало, что у Колберга высшие ступени морального развития заключаются в том, что человек начинает ставить своё «Я» выше интересов общества. Что же, это Третья этическая система по Крылову, «Я» здесь на первом месте. Люди, которым это показалось неправильным, просто остановились на четвёртой ступени :).

Спорили, о том, насколько эта система применима к различным культурам (выходило, что, вроде, применима). Кого-то обидело, что люди, живущие небольшими общинами (например, крестьяне) не могли подняться выше третьей ступени, в связи с отсутствием у них концепции универсального и абстрактного закона. Сельский житель должен сначала попасть в город, чтобы понять, что на одних личных отношениях далеко не уедешь, и всё в таком духе. Высказывалась мысль, что, возможно, эволюция морали в таких коллективах всё-таки происходит, но на основе какого-нибудь другого принципа.

Потом. Долго пробовали на прочность основные постулаты Колберга. В рамках его концепции, развитие всегда идёт последовательно, пропускать ступени нельзя; при этом, люди способны понять аргументацию следующей ступени (она даже нередко их восхищает), но не через одну. Этим и определяются проблемы с пятой-шестой-седьмой ступенью. Если мы можем внятно описать только шестую, значит, у людей реально встречается пятая. Поэтому Колберг и перестал диагностировать шестую и описывать седьмую — критерии неочевидны.

Кстати, в нашей сети висит ранняя версия модели Колберга, где есть не только седьмая, но и нулевая ступень — «моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что–то)«, то есть заявлено полное отсутствие морали, как таковой. С одной стороны, это чисто биологическая (био-выживательная, если хотите :)) позиция, которая вообще не имеет никакого отношения к этике! Бессмысленно рассуждать об этике младенцев и животных. А если подобная установка выражена сознательно, то это уже будет вторая стадия, «прагматичный эгоизм». Ничего удивительно в том, что Колберг выкинул нулевую ступень.

Ещё у Колберга невозможно утратить понимание ступени, до которой человек уже однажды поднялся, моральный регресс отрицается. Но потом стали возникать проблемы. Допустим, опрашиваешь студента-идеалиста, и видишь — пятая! А потом проводишь его через те же тесты несколько лет спустя, и бац — поскучнел наш студент, омещанился, теперь чисто четвёртая, пятой и не пахнет. Колберг в итоге стал допускать возможность промежуточной ступени, четыре-с-половиной (или 4+), которая обычно встречается у молодых людей студенческого возраста, включает в себя признаки четвёртой и пятой, поэтому может быть принята за последнюю. (Вина часто переносится с преступника на социум, законы, которые мешают данному конкретному человеку, уже считаются аморальными и т.д.)

Идём дальше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Страницы ( 4 из 16 ): « Предыдущая123 4 56 ... 16Следующая »