Этические системы: Колберг и Лефевр

На самом деле, это ведь о другом. Как происходит столкновение систем? Как должен вести себя носитель Первой этической системы, если окружающая реальность заточена под Вторую? По-моему, Лефевр так и не смог ответить на этот вопрос. Впрочем, мы знаем, как он сам решил для себя эту проблему — в семидесятые годы советский учёный Владимир Лефевр просто-напросто сел в самолёт и улетел в Америку. Его исследования этики сделали его нелояльным по отношению к советской власти. И так бывает.

Чуть-чуть о Лефевре, теперь уже по материалам книги.

Сразу хочу сказать — книга начинается с фантастически крутой фразы:

«Ценные советы я получил от Карла Поппера. Долгий разговор с ним убедил меня, что я выбрал правильный путь, положив в основу теории не объективно наблюдаемые факты, а чисто интуитивные соображения».

Я считаю, что это стоит сделать официальным эпиграфом для всех написанных интелями книг. Наравне с классическим:

They said, «You have a blue guitar,
You do not play things as they are.»
The man replied, «Things as they are
Are changed upon the blue guitar.»

Теперь, любимая метафора Лефевра, которая иллюстрирует его восприятие «двух систем».

Было два замка, в котором жили бумажные человечки. Когда страшный дракон приблизился к одному замку, к нему вышел безоружный человечек (видимо, самый храбрый) и предложил дракону стать другом бумажных человечков. Дракон сжёг его своим пламенем и улетел. Затем он подобрался к другому замку. Из второго замка тоже вышел бумажный человечек — с мечом-иголкой в руке. Он вызвал дракона на бой, но дракон и его сжёг.

«Каждый замок канонизирует своего героя.

Проходят столетия, жители замков обнаруживают существование друг друга и сразу же вступают в идеологическую конфронтацию. Жители первого замка считают своего человечка истинным героем, а другого — слабым, потому что у него не хватило мужества выйти к дракону без оружия. Жители второго замка считают героем именно своего человечка и полагают, что первый человечек побоялся взять в руки шпагу и заискивал перед драконом.

Теперь спросим себя, кто из них прав, а кто ошибается? По кратком размышлении мы видим, что нет никаких рациональных оснований отдать предпочтение одной из этих точек зрения, но принять их обе одновременно тоже нельзя. Находясь в рамках науки, мы можем лишь зафиксировать существование двух таких различных нормативных образцов героического поведения.

В этой аллегорической истории отражен один факт, обнаруженный с помощью теоретической модели рефлексирующего субъекта. Существуют две различные этические системы. Герой первой из них склонен к жертвенному компромиссу, а герой второй к жертвенной борьбе«.

(Потом он начинает делать из этого какие-то странные выводы, вроде как намекая на то, что рано или поздно американцы устроят русским атомный холокост, а потом будут очень-очень переживать по этому поводу. Ну да ладно.)

Итак, у Лефевра есть две этические системы.
Вторая, более древняя(!), считает, что цель оправдывает средства, и предпочитает конфликт компромиссу. Она нетерпима к людям, но терпима ко злу.
С точки зрения Первой этической системы (которая появилась второй) благородная цель не опрадывает недостойные средства, а компромисс всегда лучше конфликта. Надо быть терпимым к людям, но не ко злу.
Вторая этическая система считает, что главное — это быть хорошим, а Первая — что нельзя совершать зло.

США Лефевр связывает с Первой этической системой в её европейском варианте, в основе которого лежит «Нагорная проповедь»; СССР, по его мнению, опирался на одну из версий Второй, изложенную в «Моральном кодексе строителя коммунизма».

Всё это он иллюстрирует формулами булевой алгебры, которые я пропускал.
(Надо сказать, Лефевр изобрёл особый формальный язык для записи подобных проблем; там можно указать стороны, отношения между ними, то, как каждая сторона оценивает себя, партнёра и отношения между ними… то, как она оценивает восприятие партнёром этих же вещей… то, что она при этом думает о собственной рефлексии…)

Потом он стал использовать какую-то иную алгебру, внешне схожую с булевой, чтобы подсчитать «этические коэффициенты» и статусы. Нас это не должно волновать, важно отметить следующее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Страницы ( 14 из 16 ): « Предыдущая1 ... 1213 14 1516Следующая »