Этические системы: Колберг и Лефевр

Аналог ступеней Колберга у Гиллиган выглядит следующим образом.

1. Предконвенциональный уровень.

Цель — выживание. Всё остальное подчинено этой задаче.

— Дальше идёт переход от эгоизма к ответственности.

2. Конвенциональный уровень.

Вера в социальные предписания, убеждение, что самопожертвование есть благо. Женщина учится заботиться о других и приходит к выводу, что эгоизм — это плохо. Ей кажется, что действовать в своих интересах неправильно, вместо этого нужно заниматься проблемами других людей. Любовь к себе начинает восприниматься, как эгоизм и безответственность, так как изначальное понимание заботы и ответственности у женщин крайне самокритично, подобно тому, как мужское представление о справедливости начинается со стремления защитить себя и свою уникальность. (Гиллиган опрашивала женщин, решивших сделать аборт. Выходило, что многие женщины хотели оставить ребёнка, но считали такое решение безответственным и эгоистичным, поэтому предпочли выбрать поведение, которое воспринимали, как жертвенное. То есть отказ заводить детей был продиктован не эгоизмом, а чувством ответственности.) На этой стадии женщины часто отказываются от борьбы за силу и власть, так как видят, что игра в «царя горы» приводит к отчуждению.

— Дальше идёт переход от стремления быть хорошей — к пониманию того, что женщина является личностью сама по себе, единственной и уникальной, и что в этом и есть истина.

3. Постконвенциональный, или принципиальный уровень.

Главный принцип — ненасилие. Нельзя вредить ни себе, ни другим. Женщина понимает, что игнорировать собственные потребности столь же порочно, как и забывать про интересы других людей. Она осознаёт, что сама является таким же участником социальных взаимодействий, как и другие, и что неравноправные отношения прежде всего вредят связи между людьми. Неравноправие содержит в себе элементы насилия, а ущерб, нанесённый кому бы то ни было, негативно отражается на всех людях. Женщина подавляет саморазрушительные тенденции самокритичной морали (которую ей навязывает общество), доказывая себе, что она тоже человек и тоже нуждается в заботе и внимании. Да, не существует универсальных ответов, и любое решение может казаться небезупречным и способным причинить кому-то боль — но женщина не обязана причинять эту боль самой себе, это никак не влияет на меру этичности её действий.

…Кстати, Гиллиган, в итоге, подверглась критике как справа, так и слева — научному сообществу не понравился упор на эмоции и отсутствие фактического материала, а феминисткам — мысль о том, что женщины по своей природе склонны быть чувствительными, внимательными и слегка иррациональными. Впрочем, американские разборки на почве политкорректности — это как раз не очень интересно.

Может, взять интервью у самого себя, раз уж в другой форме не получается?

В.: Здравствуйте, Григорий. Что именно вы хотели нам рассказать о связи Колберга с концепцией, то есть с менталитетами и этическими системами?

О.: Да, как я уже говорил, мы вправе считать это попыткой отрефлексировать Западную этику изнутри, более того, мы имеем дело со своеобразным манифестом Третьей этической системы. Запад представлен здесь вершиной этического развития, «принципиальным уровнем» — с демократией, правами личности, отвлечёнными моральными категориями и борьбой за справедливость. «Предшественники» оцениваются по их отношению к справедливости. На первом, предконвенциональном уровне, справедливость заключается в том, что «кто сильнее, тот и прав», «делай, что скажут», или «что мне выгодно, то и справедливо». На втором уровне справедливость связывается с исполнением социальных ролей, поддержанием порядка и верностью принципам, которые завещали предыдущие поколения. Таким образом, три уровня и шесть ступеней можно трактовать, как последовательность Юг-Восток-Запад, или варвары-аристократы-интели. Это понятно? То есть, здесь всё ясно?

В.: Ну, допустим. Но дальше вы хотели подробнее рассказать о варварах и Юге, я правильно понимаю?

О.: Именно! Но я сразу хочу сказать, что не нужно отожествлять этические системы и менталитеты. Юг не исчерпывается варварами, а варвары — Югом, то же самое и во всех остальных случаях. Это разные сущности. Тем не менее, многое из того, что можно сказать о Юге, верно и для варваров, и наоборот. Я предпочитаю говорить, что базовая программа такого-то менталитета была написана там-то, или что такой-то менталитет придумал правила такой-то этической системы, или что данный менталитет в идельных условиях выберет тот или иной «дом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Страницы ( 6 из 16 ): « Предыдущая1 ... 45 6 78 ... 16Следующая »