Этические системы: Колберг и Лефевр

5. Эта ступень связана с концепцией общественного договора. На предыдущей, четвёртой стадии, люди стремились обеспечить бесперебойную работу социальных структур. Но эффективность и этичность — две разные вещи. Тоталитарное общество может быть отлично организованно, но вряд ли является нравственным идеалом, достаточно вспомнить нацистскую Германию. Нет, теперь люди начинают задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо применительно к социуму. Они пытаются сначала теоретически сформулировать для себя, какие нормы и права обязаны соблюдаться в правильно устроенном обществе, а затем уже оценивают существующие струкуры согласно этим критериям.

Да, здесь изначально предполагается, что люди являются носителями разных ценностей и различных точек зрения. Основой общества, таким образом, является готовность договариваться и добровольно сотрудничать с другими людьми ради общего блага. По-крайней мере, считается, что все разумные люди согласятся со следующими утверждениями. Во-первых, все хотят обладать определёнными правами, вроде права на жизнь и свободу, и знать, что эти права защищены. Во-вторых, люди предпочитают иметь возможность менять несправедливые законы и улучшать общество, в котором живут, при помощи демократических процедур.
Исходя из этого, законодательство рассматривается, как общественный договор, а не как жёсткая, фиксированная структура. Законы, которые утратили свою полезность и перестали удовлетворять население, должны меняться в соответствии с принципом «наибольшего блага для наибольшего числа людей», что достигается опорой на волю большинства и неизбежными компромиссами. Демократические режимы формально основаны на этих принципах.

(Формально, ага. Пятая стадия выражена в Декларации независимости. Есть подозрение, что с тех пор ведущие демократии давно и прочно сели на «четвёрку»: человек для субботы, а не суббота для человека. — Г.Н.)

Человека, достигшего пятой ступени, можно считать законопослушным, ведь законы для него — это обязательства, которые люди согласились исполнять до тех пор, пока не смогут поменять их демократическими методами. Тем не менее, человеческая мораль и права («право на жизнь», и т.д.) важнее любого закона. Колберг подчёркивает, что важно научиться отличать пятую ступень от четвёртой. Допустим, достигший четвёртой ступени тоже может утверждать, что человеческая жизнь важнее <чего-нибудь ещё>, но это всегда будет связано с конкретными, жесткими правилами и принципами, т.е. такой образ мысли предписывается его социальной группой, вытекает из общественного идеала, продиктован тем или иным священным текстом. Если бы правилом было обратное, «<что-нибудь ещё> важнее человеческой жизни», человек говорил бы это с той же убеждённостью и страстью. Но на пятой ступени человек всегда стремится мыслить самостоятельно, он искрене старается понять, что именно должно ценить общество, и почему. У него иные приоритеты; «люди важнее законов, потому что законов без людей не бывает».

6. Здесь мораль опирается на универсальные этические принципы, а этические суждения носят абстрактный характер. До этого речь шла о концепции справедливого общества, которое а) защищает права личности б) улаживает разногласия демократическими методами. Однако сама по себе демократия вполне может привести к результату, который интуитивно будет казаться нам несправедливым (о, да — Г.Н.). Теперь же законы признаются ровно в той степени, в которой они основаны на справедливости, а вера в справедливость включает в себя обязанность не подчиняться несправедливым законам. Вопросы права считаются менее важными, так как наличие общественного консенсуса не является необходимым условием для принципиального этического поведения. В этом плане шестая ступень радикальней пятой.

Решения здесь принимаются не гипотетически, исходя из текущих условий и задач, а категорически, в духе «категорического императива» Канта («Поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства»). Человек должен постоянно ставить себя на место каждого из участников конфликта, и думать, как бы тот поступил, если бы, в свою очередь, мог представить себя на месте всех остальных, и если бы он знал, что и они размышляют о том же (многоуровневая рефлексия). В идеале, человек вообще должен забыть о том, какая роль в этом спектакле принадлежит ему, и соблюдать беспристрастность в отношении всех действующих лиц, уважая их достоинство и стараясь соблюсти общие интересы. (Вести себя себя так, будто тебе может достаться любая роль; принимать решения, которые будут по-прежнему казаться тебе этичными и оптимальными, даже если ты внезапно окажешься по другую сторону баррикад.) В этом смысле, действие никогда не считается только средством, но всегда целью; человек действует тем или иным образом, потому что считает подобное поведение правильным, а не потому, что это выгодно, одобряется, диктуется законом или вытекает из предварительной договорённости.

(Короче, так ведёт себя русская интеллигенция в книгах, написанных её представителями — Г.Н.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Страницы ( 3 из 16 ): « Предыдущая12 3 45 ... 16Следующая »