М/ф «Снова о драконе и витязе» и ТУАИ

Сила дракона
Дракон бросил витязю мешочек с золотом, и витязь забрал его и уехал.

Второй уровень, уровень крестьянина. Представим себе феодала (3-й уровень), который контролирует окрестные деревеньки с крестьянами (2-й уровень). Крестьяне могут восстать против местной власти, если она покажется им особенно несправедливой, но власть всегда может прекратить восстание, согласившись на какие-нибудь локальные уступки. Их всё-равно потом можно будет отыграть назад. Итак, крестьянин никогда не сможет победить власть, какая бы сила не была не его стороне, потому что власть всегда сможет откупиться от крестьянина.

«…когда после семи лет мора и засух четыреста тысяч живых скелетов вилами и оглоблями перебили дворян и осадили герцога Убанского в его резиденции; и герцог, слабый ум которого обострился от невыносимого ужаса, объявил подданным прощение, впятеро снизил цены на хмельные напитки и пообещал вольности; и Арата, видя, что все кончено, умолял, требовал, заклинал не поддаваться на обман, был взят атаманами, полагавшими, что от добра добра не ищут, избит железными палками и брошен умирать в выгребную яму…»

Обратите внимание, что Арата ошибся, попробовав «уйти вверх», иначе говоря, начав уговаривать своих бойцов. Логические аргументы разбиваются о моральное мышление второго уровня; второму уровню, по определению, проигрывают все уровни после третьего.

Сметливый витязь
Витязь вступил в схватку с драконом и убил его, затем сел на его место у родника. Девушку привели витязю.

Третий уровень, уровень воина (аристократа, офицера). Витязь заходит с третьего уровня, дракон отвечает третьим. Конкуренция на третьем уровне приводит к победе одного из них. Сильный может победить власть — но тогда он просто станет новой властью. Ничего, в сущности, не изменится. Победитель дракона становится новым драконом.

Сметливый дракон
Дракон и витязь договорились, и им привели двух девушек.

Четвёртый уровень, уровень священника-чиновника-агитатора. Четвёртый уровень по Фельдману связан с управлением параллельными процессами, и здесь мы видим яркую иллюстрацию к этому понятию. Дракон и витязь доросли до четвёртого уровня, поэтому дракон предложил витязю достойное место в своей системе, и они осуществили слияние своих ранее независимых структур. Как видите, на этом уровне власти доступны более сложные стратегии — что для подданных оборачивается усилением эксплуатации.

Глупый витязь
Дракон надел на хвост фальшивую голову. Витязь отрубил её и уехал, а дракон лишь притворился мёртвым.

Пятый уровень, уровень торговца-предпринимателя-владельца собственного бизнеса. Именно эта сцена дала мне важную подсказку к последовательности в целом — на пятом уровне зарождаются предпосылки к демократии в современном смысле слова. Дракон заводит себе фальшивую голову, чтобы её можно было рубить — и её регулярно рубят, раз в несколько лет.

Именно это не смогли понять советские дикари, когда в рамках своего культа карго попытались скопировать процедуру демократических выборов. В СССР последовательно подавлялся пятый уровень, поэтому главная идея прошла мимо них, а выборы превратились в простую демонстрацию лояльности правящему Дракону. Но ведь суть именно в том, что витязь должен раз за разом одерживать ритуальную победу, а Дракон должен ложиться к его ногам и говорить: «Ты победил меня, народ! Ты опять оказался сильнее!» Для этого Дракону необходимо иметь по-меньшей мере две головы, чтобы одну из них можно было периодически снимать и менять на запасную, не причиняя вреда организму в целом.

Витязь юбколюб
Дракон пустил витязя в свой гарем, где витязь и остался.

Шестой уровень, уровень теоретиков и учёных. Здесь дракон с самого начала берёт в руки лютню, чтобы показать, что он такой же, как витязь — ценитель искусств и творческая личность. Дракон предлагает простую сделку — он кормит и содержит витязя, а витязь занимается своим любимым делом. В конце концов, какая ему разница, кто в данный момент у власти?

Этот витязь — интересный персонаж, и я хотел бы иметь талант, позволяющий расписать его в красках. Но увы. Просто представьте, что стоит за этим выбором, который превращает его в одну из наложниц дракона (но всё по любви!), как он относится к представителям предыдущего уровня, чью наивность он ясно видит, и к прекраснодушным представителям следующего, которые собираются отобрать у него кормильца и защитника.

Наивный витязь
Витязь сразился с драконом и убил его. Но выбежавшие из гарема женщины побили витязя и стали оплакивать дракона.

Седьмой уровень, уровень гениев и прочих друзей парадоксов. На этом уровне витязь уже может победить Дракона — по-настоящему победить его, не став драконом в процессе. В результате чего такой витязь скорее всего погибнет от рук возмущённых слуг Дракона, у которых он только что отобрал средства и смысл существования. Естественно, это будет не витязь из предыдущего примера, потому что шестой уровень не может ничего сделать с седьмым, но представители более низких (нечётных?) уровней. По мысли Фельдмана, «миф низких уровней в основном строится вокруг героической победы (сильного над умным), а миф верхних рассказывает о трагическом поражении (в результате столкновения сложного с примитивным)«. Ты можешь освободить людей — но они будут тебя ненавидеть.

Таким образом, борьба с собственными демонами на седьмом уровне может привести к окончательной победе — ценой саморазрушения личности.

И только восьмой уровень способен выполнить задачу в полном объёме. «Счастлив тот, кто походит на настоящего витязя«.

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2