О теориях происхождения государства

И это уже даёт восемь вариантов, восемь триграмм или куб.

Присвоим «0» естественным, добровольным и эндогенным объяснениям генезиса государства.

000 — я бы назвал это агностическими моделями образования государства. Про подобный агностицизм я писал в контексте Джейн Джекобс: Как у неё решается вопрос со властью. В принципе, никак не решается. Очевидно, что какая-то система управления в Новом Обсидиане присутствует, но в тексте об этом нет ни слова. Люди просто рационально оценили выгоду совместного проживания с разделением труда и самоорганизовались.

Видимо, это был естественный, эволюционный процесс, видимо, он был внутренне обусловлен, видимо, люди как-то решили проблему, потому что были заинтересованы в её решении. Всё. «Теория общественного договора», как таковая.

111 — с небес спустились небожители в сияющих доспехах и заставили людей возделывать землю и платить налоги. Тут разом сверхъестественное, принудительное и экзогенное. Первое государство было создано богами, которые пришли извне и подчинили себе людей. Или создали людей, а потом подчинили их при помощи гипноизлучателей на орбите и отправили добывать золото. Короче, всевозможные ануннаки и традиционные представления корейцев о начале их государственности:

(«Почему мир корейских богов похож на Древний Китай?» — «Потому что это и был Древний Китай!»)

Теперь самое важное — нужно определить три стихии, три оси, где ярко выражен только один крайний фактор. Тут-то я и вспомнил про ПаПоПе :). Хотя изначально я придумывал эту концепцию по совершенно другому поводу, почему бы и не скрестить её с «основными теориями образования государства»?

001 — естественное, добровольное, экзогенное, т.е. упор на внешние факторы и только на них. Па(ршев), климат как решающий фактор, государства возникают под воздействием климата и природных условий, как способ выживания в этих условиях. И да, адаптация к климату — дело добровольное, хочешь, паши землю и рой каналы, хочешь, подыхай с голоду или уходи. (Авторитарная власть у Паршева возникает под влиянием климата, в какой-то степени с согласия подданных и в их интересах.)

010 — естественное, принудительное, эндогенное. По(ршнев), классовая борьба и весь прочий марксизм. В любом обществе, достигшем определённого уровня развития (количество, переходящее в качество), начинает накапливаться неравенство, что порождает эксплуатацию, что приводит к тому, что класс эксплуататоров захватывает, монополизирует власть. Так возникает государство, «орган классового господства», «машина для поддержания господства одного класса над другим» (ленинское определение государства). Это внутренний процесс, и это процесс, обусловленный объективными, естественными законами.

100 — сверхъестественное, добровольное, эндогенное. Пе(реслегин). Так как мы вынужденно выделяем чистые случаи, тут нет никакого столкновения воли с волей. Общество через своих отдельных членов получает откровение/озарение/»прокол Реальности» и добровольно берётся за распаковку и реализацию обретённых смыслов. Секретный генштаб сказал «рисуем мультики!», японцы сказали «Хай!» и пошли рисовать мультики. Вернее, в данном случае, условный шаман понял, что нужно создавать государство, и все с ним согласились. Государство возникает в результате гениальной догадки. Я цитировал Холмогорова: «Историю движут сложные структуры, возникшие, если угодно, в результате озарения, в результате того, что человеческий ум больше самого себя и это позволяет ему вырабатывать модели и ставить цели значительно более сложные, чем предполагает окружающая действительность».

Наконец, смешанные типы.

011 — естественное, принудительное, экзогенное. Па + По, война, внешняя агрессия, завоевание, как важнейший фактор образования государств. Вполне себе распространённая и понятная точка зрения.

110 — сверхъестественное, принудительное, эндогенное. По + Пе, я определил это, как «борьба философий». Что-то вроде философской, религиозной или идейной борьбы в рамках одного социального организма, как фактор образования государства. Мало разработанная концепция, но это значит, что её можно успешно разрабатывать! Государство рождается, как инструмент символической экономики, и всё в таком духе.

101 — сверхъестественное, добровольное, экзогенное. Па + Пе. Тут у меня небольшая проблема. Изначально я определил эту вершину, как «антропогенные кризисы и непредсказуемая катастрофическая реакция сложных систем, в широком смысле слова». Понятно, что «добровольность» в условиях кризиса и катастрофы берётся оттуда же, откуда она в адаптации к природным условиям — хочешь, выживай, хочешь, умри. Но ровно тому же определению будет соответствовать и падение метеорита (внешний и непредсказуемый фактор). Мне даже захотелось придумать «метеоритную теорию возникновения государства» — первое государство, «нулевой пациент», возникло оттого, что неподалёку упало крупное небесное тело, с катастрофическими последствиями. А что? Такого ещё не было! Конечно, можно сказать, что метеорит ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Но… в общем, оставлю, как есть. Государство, как ответ на непредсказуемую реакцию сложных систем, а.к.а Божью кару?

***

Т.е., ещё раз. У нас есть четыре варианта, связанных с принуждением, с конфликтом существ, обладающих волей. Внутренние, внутри одного общества: конфликт между социальными классами и конфликт между мифами. Внешнее: противостояние между разными племенами или между двумя качественно различными категориями разумных существ (люди и Боги).

И есть четыре варианта, связанных с добровольным выбором. Естественные факторы: внешняя адаптация к природным условиям, или внутренняя адаптация к новым типам хозяйственной деятельности. Сверхъестественные факторы: внутреннее принятие обществом полученного откровения; и внешнее принятие…. ?

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 3 из 3 ): « Предыдущая12 3