Север: базовые ценности

Я хотел привести в пример суд присяжных. Собственно, цель суда присяжных – не установить истину, но судить по правде, как её понимает население данной местности. Если присяжные считают, что чужак, подозреваемый в убийстве местного жителя, совершил более тяжкое преступление, чем местный, убивший чужака, это можно назвать несправедливым. Но, возможно, таковы местные представления о правде и пользе. (Кто кого должен бояться? Что полезнее для честных тружеников?) Утверждение, что цыгане – воры, не истинно (потому что не все цыгане зарабатывают на жизнь воровством), но вполне может оказаться правдой. По крайней мере, человек, который обходит цыган за два квартала и крепко держится за свой кошелёк, себе не навредит!

Вообще же, как я говорил в других случаях, в каждом «доме» мы имеем дело со сложным комплексом понятий, считающихся синонимичными или близкими. Когда я пытался нащупать определение базовой ценности Севера, я почти случайно вышел на мифологию Древнего Рима (то немногое, что нам о ней известно). Надо сказать, что с республиканским Римом у меня всегда были проблемы, это тот период классической истории, который я знаю, понимаю и чувствую хуже остальных – под «остальными» могут подразумеваться другие периоды, будь то Египет, Греция, Римская империя; или же другие люди, вроде вас, мои дорогие читатели 8-).
Но как бы то ни было, есть у меня странное ощущение (хорошо звучит после признания в незнании!), что тот, изначальный Рим был сильно связан с Севером, и уже потом – с Востоком.

Вот богиня Опс, «богиня плодородия, богатой жатвы, посевов, её эпитет Консивия («сеятельница»)»; «богиня урожая, почитавшаяся также как богиня богатства; в ее храме Юлий Цезарь хранил государственную казну». Если верить англоязычной Википедии, её имя связано с понятиями «богатство, добро, избыток, изобилие, дары, щедрость, достаток». Opis dicta est coniux Saturni per quam uolerunt terram significare, quia omnes opes humano generi terra tribuit – «говорят, что Опс супруга Сатурна, подразумевая под ней землю, потому что земля дарует человеческому роду все богатства». Также там упоминается слово opus, труд, работа, в изначальном смысле – «работать на земле, пахать, сеять», а ещё – санскритское ápnas, «имущество, собственность». В Риме Опс почиталась, как богиня богатства, изобилия, процветания, «как личного, так и общенародного».

Или вот, бог Конс, бог зерна и подземных кладовых (где хранилось зерно), связанный с культом Опс-Консивии. «Один из древнейших римских аграрных богов, почитавшихся вместе с богиней Onc, страж зерновых запасов, убиравшихся на зиму в подземные хранилища… сам К. по созвучию его имени со словом «совет» (consilium) считался богом добрых советов». В свою очередь, Википедия утверждает, что Конс ассоциировался не советами (как с «полезными советами»), но с тайными сборищами, советами и «местом, где собирается совет». Consilium здесь связывается с понятиями «сидеть вместе», «быть вместе», «созывать», и именно это имелось в виду в фразе consus autem deus est consiliorum, «Конс, таким образом, бог советов».

Если бы я писал о ценностях Севера в советское время, я бы, конечно, обязательно подчеркнул эту связь. Труд создаёт зерно-изобилие, Совет заведует хранилищами зерна и распределяет ресурсы между трудящимися. В общем-то, Холмогоров резонно утверждает, что ценности Севера были традиционно близки русскому крестьянству; восстания против большевиков часто проходили под лозунгом «советы без коммунистов», то есть советы, как органы самоуправления-хозяйствования, отторжения не вызывали. (А коммунистическая идеология и практика – ещё как!)

Ну, и, наконец, последняя цитата, из Холмогорова же:

«С древнейших времен человек понимался на Руси не столько как одиночка (такой человек казался несчастным, «бобылем»), сколько как составная часть «мiра», то есть общины, действующей заедино и в общих интересах. Как мiр мыслились не только село на деревне или слобода в городе, но даже и монастырь. А Русская Земля воспринималась как мiр мiров.Только в составе мiра, будучи частью организованного коллективного субъекта, русский человек осознавал себя человеком…
Мiры… с их связью горизонтальной взаимопомощи между односельчанами… это нормальная солидарность людей, аккумуляция общих усилий в общем деле, подчиненном строгим нормам. Это сообщества, основанные именно на нормах и на идее общего блага».

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 3 из 3 ): « Предыдущая12 3