Игра для четырёх этик

Теперь, что касается Востока.
Вторая этическая система, Восток, отрицает «страх — если допустил ошибку и противник мог ее использовать«.
Отсюда требования: «Не допускать ошибок; не бояться потерь».

Понятно, что объективная часть правил относится к игроку, а не к игре. Игра не может исключать возможность ошибок и потерь, иначе она теряет смысл; но игрок обязан стремиться к безупречности и совершенству своих действий. К этому же относится готовность к потерям; если Юг — это логика войны, то Восток описывает логику армии. Как писал Миамото Мусаси, «путь воина — это решительное принятие смерти«. Воин должен действовать безошибочно (то есть, в этой логике, в строгом соответствии с духом Кодекса и Устава), и при этом он должен быть готов в любой момент пожертвовать собственной жизнью или жизнью своих подчинённых.

То же самое в старом логе, чуть другими словами:

gest (3:14):
Восток — психологическое решение — избавится от страха потерь.
Объективное — не делать ошибок, тогда не придётся боятся, что противник ими воспользуется. Быть безупречным.
gest (3:15):
Решение, объединяющее и первое, и второе — идти на осознанные жертвы фигур ради выигрыша качества.
gest (3:16):
То есть, когда ты жертвуешь фигуру в рамках осознанной стратегии — чтобы вынудить противника на ход — ты не испытываешь страха, естественно, и не расстраиваешься из-за потери.
gest (3:16):
Логика Востока — это логика армии, или воина.
gest (3:16):
Нужно быть безупречным и не боятся потерь.
gest (3:17):
Каждый солдат должен следовать Уставу, выполнять приказы и, при необходимости, пожертвовать собой.

Прозвучало важное слово, «жертва». Собственно, жертва в шахматах и является высшим проявлением этой идеи. Сознательная жертва позволяет продемонстрировать отсутствие страха потерь, и при этом является не случайной ошибкой, а частью стратегии. Помните, я писал, что Восток также связан с такими ценностями, как красота, превосходство и т.д.? (Всё-то, что можно свести к понятию «безупречности».) Сознательная жертва в игре — это, прежде всего, красиво:

Древний стратегический баян

Да что там далеко ходить.
Самая знаменитая шахматная партия в истории, легендарная «Бессмертная партия» — «фантастический ход! У белых уже не хватет двух ладей и слона, и, отдавая ферзя, они остаются всего с тремя лёгкими фигурами. Ферзь жертвуется, чтобы поставить мат слоном на е7«.
«Неувядаемая пария» — «в дебюте Андерсен добился позиционного преимущества, пожертвовал двух коней, качество и ферзя и объявил мат на 24-м ходу«.
Американская «Партия столетия» — 13-летний Бобби Фишер выигрывает матч у гроссмейстера, пожертвовав ферзя.
И т.д., и т.п.

(Стоит обратить внимание на то, как в «Тихоокеанской премьере» Переслегин демонстрирует стратегическую крутость японцев, всячески демонстрируя их готовность использовать тактику «кораблей-приманок» и «соединений-приманок» — это когда японцы подставляли под авиаудары собственные корабли, в надежде поймать контрударом американские авианосцы.
Аналогичным образом, враги Запада в американских технотриллерах регулярно выбирают стратегию, которая заставляет их жертвовать собственными людьми «ради высшей цели».)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 2 из 6 ): « Предыдущая1 2 34 ... 6Следующая »