Шахматы и архетипы

«Желание вернуть своё: ненависть

Желание вернуть своё принципиально отличается от желания присвоить чужое. Оно возникает в ситуации, когда своё продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. [С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не «обратное присвоение» (своё не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). Ненависть предполагает, что «правильное положение вещей» восстановится само, как только будет убрана помеха.]
Ненависть всегда направлена на прошлое. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего ещё не произошло. С этой точки зрения прошлое в целом является универсальным объектом ненависти…
Ненависть явлется наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников».

Казалось бы, такое страстное слово — ненависть, и такое скучное слово досада. А суть при этом одна.
Досада точно также направлена на прошлое: я не заметил выгодный ход; я ошибся, и противник съел мою фигуру; я выстроил такую шикарную ловушку, а он в неё не попался…
И точно также, как и крыловская ненависть, досада является наиболее сложной эмоцией, «поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией«. Хотел одного, а получилось совсем другое.
Более того, именно досада приводит к желанию вернуть своё, отыграться. «Эх, надо было тогда с другой карты ходить… ах, если б знать… ну ничего, ещё одна партейка, и я точно всё верну!»

(Впрочем, по Крылову, досада плохого игрока — это нечто вроде «ненависти, направленной на самого себя».)

«Безразличие к своему: скука и отчаяние

Особой формой поведения следует признать безразличие по отношению к своему. Отказ от усилий по удержанию, присвоению или возвращению своего также мотивирован эмоциональным импульсом. Соответствующую базовую эмоцию можно называть по-разному. Наиболее характерные ее формы — это скука и отчаяние.
Следует отличать безразличие от невнимания. Невнимание к чему-то может быть случайным. Безразличие — это сознательный отказ уделять внимание данному объекту. В таких случаях человек обычно говорит, что «это его не интересует». В той ситуации, когда он по какой-то причине все же вынужден направлять внимание на то, что не вызывает у него страха, зависти или ненависти, он чувствует «отсутствие интереса», то есть «скуку», «желание отвлечься»».

Это самое простое, тут, опять же, совпадение дословное. Плохому игроку не интересны размышления соперника, но он вынужден ждать, пока тот сделает свой ход. Отсюда и скука, томительное ожидание.

Таким образом, хороший игрок в шахматы не испытывает страха перед возможными потерями, не гоняется за фигурами противника (победа в шахматах определяется не по очкам, всё-таки), не позволяет себе отвлекаться на досаду по поводу упущенных шансов — и уж тем более, он не скучает, глядя на то, как его соперник делает ход. В конце концов, ход размышляющего соперника — бесплатное время для перебора вариантов, а возможность понять логику, которой он руководствуется в выборе того или иного продолжения — прямой путь к победе.

P.S. Ну да, я допускаю возможность, что Крылов читал Альтова, но, всё же, считаю, что это маловероятно.

P.P.S. Бессмертное:

«Предположительно, как мастер боевых искусств, я не сражаюсь, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью, ни делаю ни одного шага вперёд и не отступаю ни один шаг назад. Враг не видит меня. Я не вижу врага. Проникая туда, где небо и земля ещё не разделились, где инь и янь ещё не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо».

Такуан Сохо, «Хроники меча Таиа»

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 4 из 4 ): « Предыдущая123 4