Кубик Переслегина

Можно ли обосновать полную изоморфность кубика и AAAS? Это весьма соблазнительно, потому что одна ось у нас уже есть:

Что сразу бросается глаза? Во-первых, ось Управление — Война, Война и Власть. Эта ось настолько «жёсткая», что в той или иной форме она проявляется почти во всех моих концепциях…
Например, в моём личном пантеоне эта ось соответствует отношениям между Императором и его старшим сыном, богом-войны…
…В моей личной системе символов эти два элемента играют крайне важную роль…

Ось «Управление» — «Война» идентична оси Управление — Атака. Это Огонь (…варвары, и далее по списку).

Ось «Познание» — «Трансценденция» можно уподобить оси Сбор информации — Проекция силы. Но тут уже появляется эффект смысловой рифмы — «сам факт подбора создаёт ассоциацию, которая влияет на наше восприятие подобранных понятий, искажает и создаёт новые оттенки смыслов«. Если «Трансценденция» уподобляется Проекции силы, она становится чем-то большим, чем то или иное знание о богах. Впрочем, это логично. Гадание и толкование воли богов — это то же «Познание», получение новой информации. Да, это ненаучно; но социосистемы существуют тысячи лет, а научные методы познания были изобретены относительно недавно. Итак, «Трансценденция» — это такое знание, которое позволяет влиять на объект, находящийся за рамками социума, будь то боги, судьба или другие социосистемы.

Характерным примером будет раннесоветский взгляд на эти вещи, годов 20х-30х. Где-то так — у первого в мире государства рабочих и крестьян настолько мощная идеология, что если какая-нибудь буржуинская страна попробует на нас напасть, у неё в тылу сразу же произойдёт пролетарская революция. Это, собственно, и есть проекция силы на уровне социумов. В китайском варианте это звучало следующим образом: если праведный правитель правит территорией в сто ли, его влияние распространяется на тысячу ли.

Осталось ещё две оси. Кстати, это ещё одна причина, почему я поменял местами «Контроль» и «Эстетизацию»: тогда аналогом пары Обеспечение — Защита становится ось «Производство» — «Контроль». Защита, как мы помним, отвечает за «минимизацию рисков на поле боя с целью сохранения способности вести бой«; «Контроль» необходим социосистеме ровно по той же самой причине. Все эти правила, оценки и т.п. являются ничем иным, как способом минимизировать возможные риски.

Наконец, если «Образование» соответствует Связи, то «Эстетизации» досталось Движение. Ну да, как говорил Кроули, Вода — это не только движение, но и способность создавать образы. Понятно, что сама социосистема никуда не «движется» и двигаться не может — поэтому, согласно принципу «смысловой рифмы», я решил, что речь здесь идёт об искусстве запаковывать и транслировать смыслы. Именно эстетика и искусство позволяют социосистеме выйти «за рамки» собственного бытия, дают возможность передать свои смыслы даже тем, кто не связан с ней общей традицией.

Соответственно… Я писал:

На первый взгляд, Проекция силы вырасает из дальнобойности орудий, то есть входит в Атаку. Большинство американских трактовок понимают проекцию силы именно так — как возможность атаки на сверхдальней дистанции, за счёт превосходства технических средств. Но на этом она не кончается… Проекцию силы можно связать не только с Атакой, но и с Движением. Это логично, раз уж я связал Проекцию силы с Воздухом — по Кроули, Воздух — сын Огня и Воды. Чем быстрее мы перемещаемся, чем дальнобойнее и мощнее наше оружие, тем ярче выражена наша способность воздействовать на противника за счёт проекции силы.

Аналогично — проще всего считать идеологию, как способ влияние на противника, формой войны. И наоборот: Бог на стороне больших батальонов, у кого штыков больше, у того и учение убедительней. Но на самом деле, «Трансценденция» также связана с «Эстетизацией». Мощная эстетика позволяет нам транслировать собственные смыслы, что делает соседей уязвимыми к нашей идеологии (альтернатива arsenikum‘а как раз об этом).

Но при всём при этом, подчёркиваю, «Трансценденция» существует сама по себе, как отдельная вершина переслегинского «кубика». Характерный пример неспособности уловить этот нюанс — знаменитый издевательский вопрос Сталина о том, «сколько дивизий у Папы Римского?«. Выходит, Сталин не мог вообразить влияние, не связанное с военной силой, отделить Огонь от Воздуха, условно говоря; а между тем, хоть Папа Римский и слаб в военном отношении, идеология за ним стоит действительно мощная.

И второе. Для меня «Контроль» и «Эстетизация» относятся, как позиционная оборона и манёвр-уклонение. Допустим, на наш социум идёт информационное воздействие извне, которое мы считаем негативным. Мы можем минимизировать свои риски при помощи контроля, правил и прочих «таможенных пошлин»; или же мы можем попробовать перевести это воздействие на язык нашей эстетики и наших смыслов — а там, кто знает, может удастся перейти в наступление и начать экспортировать их вовне. Таким образом, социосистема с развитым «Образованием» и «Эстетизацией» является гибкой, она легко адаптируется к неблагоприятным внешним условиям; социосистема с развитым «Производством» и «Контролем» является богатой и мощной, и плевать она хотела на внешние условия! Но это уже мои личные субъективные ассоциации.

То, что в AAAS я назвал «тонкими компонентами», в «кубике Переслегина» является базовыми операциями. И наоборот, иллюзорная составляющая «кубика» с точки зрения «армии-как-системы» является «плотной».

Понятно, почему так. Столкновение с другой армией является для армии стандартной ситуацией, она для этого и существует. Атака и Защита — её главные качества. А для социосистемы конфликт или даже плотный контакт с иной социосистемой — это всегда форс-мажор, когда в ход идёт всё — Война, Контроль, Трансценденция…

Как бы то ни было, моё субъективное восприятие остаётся прежним.

Как мне кажется, наиболее естественное состояние — это когда наша сила на «тонком» слое, поддерживает и укрепляет аналогичный плотный компонент нашей системы. (Отношения Созидания.).

Эффективное Управление усиливает Войну, эффективное Производство — Контроль (чем мощнее наша экономика, тем больше людей готовы играть по нашим правилам). Образование усиливает Эстетизацию (спорно… но допустим; в конце концов, Образование в социосистеме — это не только школа от звонка до звонка), Познание — Трансценденцию (чем лучше мы умеем объяснять окружающий мир, тем больше нам верят).

С другой стороны, при достаточной силе нашего плотного компонента, мы можем воздействовать на тонкий слой врага. (Отношения Уничтожения.)

Я приводил тогда пример, что правильная Защита должна заставить врага напрасно потратить ресурсы и подорвать его Обеспечение. Точно также, Контроль блокирует те способы Производства, которые мы считаем неприемлимыми, и если не ликвидирует их напрямую, то, по крайней мере, заставляет противника тратить лишние ресурсы на преодоление расставленных рогаток (пошлины, копирайт, патентное право и т.д.). Цель Войны — разрушить вражеское Управление, навязать врагу нашу волю. Трансценденция борется с «неправильным» Познанием. И точно также, как дерзкий манёвр способен нарушить связь и координацию врага, чужая эстетика способна нанести удар по традициям и образованию, заставив людей думать иными образами и говорить другими словами. Понятно, да? Если внешняя по отношению к социосистеме эстетика становится сильнее внутреннего Образования, начинается процесс распада общего культурного поля.

А дальше я писал об идеальном полководце:

Плотные элементы нужны такому полководцу для работы с тонкими, ведь плотное разрушает тонкое. Огонь, Вода, Воздух, Земля в его руках подобны скальпелю хирурга. Да, так как на полюсе энергетические линии пересекаются, совершенный полководец может использовать любой элемент против любого, в том числе, противоположного.

Точно также, в нашем случае, обладающая качественным превосходством социосистема способна использовать свои иллюзорные процессы против базовых процессов противника, даже если те находятся на противоположной стороне «кубика».

Это Война, прицельно уничтожающая Познание противника. Это Трансценденция, которая напрямую влияет на его Управление. Это Контроль, который не просто блокирует вражеское Производство, а сразу нейтрализует вражеское Образование, буквально не даёт противнику вопроизводить свою культуру — и Эстетизация, которая бьёт по его Производству. Ненужные нам формы экономической деятельности не то что запрещаются или объявляются неправильными — они становятся некрасивыми.

==============

В духе заявленных Переслегиным правил, «Эстетизация» — это «иллюзорное обучение, или обучение при помощи иллюзий». Образование связано с коммуникацией, и эстетика тоже; хотя, в конечном счёте, мы не можем быть уверены в том, что художественные образы передают какую-либо информацию их потребителю (см.). Улучшают ли красивые дома нрав живущих в них людей?

Но я не хотел бы грубо отожествлять Эстетизацию с искусством — Искусство в высшем смысле представляет собой нечто большее, оно охватывает весь «кубик Переслегина», подобно кольцу.

Первая ось, Огонь. Управление — Война, тема — упорядочивание, распределение, управление. (Война — конфликтное управление, поединок воль. Поэтому Война у Переслегина относится к сфере иллюзий: если два человека пытаются крутить руль в разные стороны, кто управляет машиной?) Это самая первая стадия; здесь Искусство — это способ непосредственного влияния на реальность. Здесь будет архетип великого певца, который своей музыкой мог усмирять диких зверей, управлять стихиями и наполнять сердца отвагой. Если отталкиваться от творчества Толкиена, это поединок Финрода и Саурона («и песня с песнею сходились, как в бою, и Фелагунд, слабея, пел свою«), это музыка айнур, творящая мир — и первый бунт Мелькора, первая война, первый спор. Лучше всего это описано в «Змирьмариллионе»:

«Пока же Илюватор сидел и радовался, долгое время не находя к чему придраться, но вот Мелькор начал вплетать в музыку свои образы -— пока хор со слезой упрашивал поручика Голицына не падать духом, он с присвистом орал про «Глеб Жеглов да Володя Шарапов».

Мелькору из всех Аинур были даны самые мощные усилитель и колонки, и те, кто плавали в пространстве рядом, невольно тоже подхватили истошные вопли: «Атас! Веселей, рабочий класс!». Уловив лажу, Илюватор поднялся и с отеческой улыбкой завел новую песню, и в ней была новая сила и новая красота. Но прекрасные звуки темы про белые розы в злые морозы вновь были заглушены криками: «Танцуйте мальчики, любите девочек!» -— и хотя среди аинур не было ни мальчиков, ни девочек, Мелькор вновь стал побеждать.

Тогда опять поднялся Илюватор, и лицо его было суровым. И он поднял правую руку, и возложил ее на клавиши резервного секвестора «Корг-01-МХ», и среди смятения зазвучала третья тема, и ультразвук ей вторил: «В шуме дискотек слышу я твой смех…» -— и печаль и любовь была в этой песне. Но Мелькор уже добрался до последнего куплета своей песни, и теперь, как заведенный, повторял: «Атас! Атас! Атас!» -— и было в этом мало благополучия, но много шуму и грубой мужской силы».

Вторая ось, Вода. Образование — Эстетизация, тема — передача информации, память социума, культурый код и единое культурное поле. Здесь у нас будут легенды, песни и былины о том, как героический певец однажды ударил по струнам и запел, благодаря чему сердца его спутников наполнились отвагой, они пошли в бой и победили. Искусство — это память о предках, эстетический образец и предмет для подражания — в общем, всё то, чем для греков была «Иллиада» и «Одиссея». У Толкиена это сам «Сильмариллион», как собрание эльфийских преданий о прошлом своего народа, это эльфийский певец, раз за разом декламирующий: «Но Финрод встал, и вопреки судьбе, о стойкости запел, и о борьбе…»

Третья ось, Воздух. Познание — Трансценденция, тема — создание или получение новой информации. Здесь всё меняется. Информация приходит извне. Пророк общается с высшими силами, с богами и ангелами. У каждого настоящего учёного есть гений, который подсказывает ему новые открытия. Аналогичной метафорой для Искусства будет муза. У творца есть муза, дарующая вдохновение, он творит, прислушиваясь к её голосу. Он не пытается воссоздать прошлое или делать вид, что всё так и было на самом деле; он создаёт свой мир, управляя поступками героев или даруя им свободу воли. Это Толкиен, когда он решил взять и выдумать Средиземье с его народами, языками и историей. Почему, зачем? А ему так приглючилось.

Четвёртая ось, Земля. Производство — Контроль, тема — экономика, работа с информацией с целью обеспечить бесперебойное поступление ресурсов. По Толкиену снимают фильм, чтобы заработать денег :). Или делают компьютерную игру.

…Впрочем, на игре круг, в некотором смысле, замыкается. От неё ведь можно провести линии ко всем остальным сферам. Война — постоянно, подавляющее большинство игрушек только с Войной и имеют дело. Игра, как эстетический объект? Сложнее, но можно. Игра, обладающая трансцендентным измерением…? Обучающая игра — легко. Игра, как фактор Управления? Ну, это смотря как и кем управлять. Игра, как метод Познания?..

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 5 из 5 ): « Предыдущая1 ... 34 5