Человечки Лефевра: слово о драконе и рыцаре

Это плохой результат. Если Рыцарь пытается дружить с Драконом, с которым враждует его родной город, это объективно ухудшает ситуацию. Таким образом, обывательская логика будет пытаться поменять ситуацию на следующую:

(Р * Г) + Д = 5/8

Обывательский вектор в этой ситуации — требование, чтобы Рыцарь отказался от дружбы с Драконом; чтобы он вступил в борьбу с Драконом на стороне Города. [Ситуация абсолютно симметрична той, где Рыцарь выбирает сторону Дракона и воюет вместе с ним против Города; это тоже обывательское, негероическое поведение. Просто мы изначально постулировали, что Рыцарь не может разорвать отношения с собственным Городом.]

2. Рыцарь, Дракон и Город дружат между собой.

Этический статус Дракона и Рыцаря максимален; этический статус Города максимален, если город способен к рефлексии. В этом случае, общий статус ситуации — 1 (в противном случае — 7/8).

Таким образом, если Рыцарь сумеет помирить Дракона с Городом, он, как минимум, повысит этический статус Дракона. А если он при этом ещё добьётся от горожан рефлексии, этический статус Города, как целого, тоже вырастет, и общая ситуация не ухудшится.

Итак, сказка: город и дракон враждовали, но в городе нашёлся герой, который смог подружиться с драконом, и помирил горожан и дракона. Это сюжет Первой этической системы. См. мультфильм «Как приручить дракона».

Но подобное развитие событий встречается гораздо раньше: Кеннет Грэм, «Дракон-лежебока» (Reluctant Dragon, 1889).

То есть, wyradhe когда-то спрашивал (по итогам просмотра «Как приручить дракона»):

«Но в сюжете грехов тьма.
Начиная с того, что главгерой пожалел беспомощную и нейтрализованную фурию — не убил. Похвально. Она все равно спутана и беспомощна — зачем обязательно убивать?
После чего он ее еще и распутывает.
Он пророк? Он знает, что она после этого его не растерзает, после чего не спалит еще пару домов в деревне, убьет там еще кого, прихватит овечек и улетит восвояси?
У него есть какие-то основания так думать?
Никоим образом, наоборот.
И вот он ее еще и распутывает — и вот это уже злостный идиотизм.
И дальше он идет по нарастаюшей».

Потому что, с точки зрения теории рефлексивных игр Лефевра, предложение компромисса в этой ситуации — героическое поведение в рамках Первой этической системы. Которое, естественно, может привести к тому, что дракон-фурия съест главного героя, и всем от этого станет только хуже. Герой, не будучи пророком, принимает на себя этот риск. На то это и героическое поведение, а не обывательское. Надо было попробовать договориться с драконом, установить с ним контакт, потому что героический компромисс повышает этический статус субъекта в Первой этической системе. Это сюжет такой.

Сказка Второй этической системы

Конкретные примеры с Драконом, Рыцарем и Городом. В той истории, которую рассказывал Лефевр, было всего два элемента, и это была трагедия. Теперь у нас их три, и мы можем рассказать сказку.

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 3 из 4 ): « Предыдущая12 3 4Следующая »