Феномен советской фантастики

4. Вавилонская башня

Победа Мировой Революции. Приходит конец разделению народов, страны и границы исчезают, а люди Земли объединяются в одну большую семью, с единым центром управления и общепризнанным мировым языком. Человечество, засучив рукава, берётся за глобальные мегапроекты. Настала пора исполнить вековую мечту, построить лестницу до звёзд и покорить небеса.

3. Потоп

Теоретически, тут всё начинается с какого-то глобального и затронувшего всех события, которое необратимо делит мир на до и после. Я даже набросал отрывок-пародию:

  — Так это вы стояли за заговором кибертехов, главый координатор Энер Гоон? — от удивления инспектор Межпланетной Чрезвычайной Комиссии даже опустил ствол импульсатора.
— Да, всё это время вы искали именно меня, — усмехнулся Энер Гоон.
— Но почему?
— Вы решили дать мне выговориться, как злодею в старом детективе? Хорошо, попробую вам объяснить. Заметьте, не убедить, но объяснить. За последний век мы создали все предпосылки для победы коммунизма не только в политическом, но и в материальном смысле. Люди никогда не жили так хорошо, и так долго и плодотворно, как они живут теперь. И всё же, скажите мне, неужели это — оно? Мы достигли коммунизма? Мы наконец-то перешагнули порог, и скоро всё вокруг заполнится честными, добрыми, прекрасными от собственных мыслей, влюблёнными в творческий труд людьми? Я знаю, что ваша работа, инспектор, сталкивает вас с самой отъявленной швалью Солнечной системы. Но есть кое-что пострашнее космических гангстеров и контрабандистов. Это обыватель. Вот та страшная зараза, которая пожирает внутренние миры и выплёскивается за внешние орбиты. Мы могли бы дать им звёзды, но сами посудите, зачем им звёзды? У нас есть всё для коммунизма, нам не хватает только одного, но самого важного и необходимого ингредиента — настоящих коммунаров. Я не выношу себя за скобки, заметьте, я не говорю, что я лучше других, я просто ставлю беспощадный диагноз нашей цивилизации. Нас тянет в прошлое наше прошлое, уж простите меня за каламбур. Пока мы знаем, из какой клоаки мы выползли, и какую цену за это пришлось заплатить, человечество будет упорно пытаться нырнуть обратно в грязь. Вы ведь сами участвовали в подавлении путча Гну Сарха, вы прекрасно знаете, о чём я говорю.
— Значит, когда вы пытались получить несанкционированный доступ к Главной Информационно-Планирующей Машине, вы пытались уничтожить исторические знания человечества?
— Мы решили подарить человечеству будущее! Да, чтобы расчистить место под будущее, приходится уничтожать прошлое. Задача чисто техническая — ГИПлаМ может напрямую подключиться ко всем нейроимплантам всех 30 миллиардов людей, спасибо постановлению Совета об обязательном киберпротезировании. Мы забудем то, что должны забыть, но мы научимся быть теми, кем мы должны были стать. Главная Машина отредактирует сама себя и уберёт все данные под абсолютный доступ. — Энер Гоон вдруг поднял голову и посмотрел прямо в глаза своему собеседнику. — Неужели вы ещё не поняли самого главного? Уже слишком поздно, и скоро дождь смоет все следы. Программы загружены, спутники-ретрансляторы расставлены по орбитам, психотронные излучатели выходят на рабочую мощность…
— Я не позволю вам этого сделать, главный координатор. Только попробуйте потянутся к пульту управления, и я открою огонь.
— Я знаю, инспектор. Вы мне всегда нравились. Машина сотрёт и этот разговор. ГИПлаМ, доступ, deluge*.
————————
*Потоп (англ).

Но это я, конечно, хватил лишку. Сюжет о потопе и о допотопном мире, вывернутый наизнанку — это всего лишь расставание с земной колыбелью, расселение человечества по Галактике, сопровождаемое скачкообразным ростом численности людей. Ещё это заметное увеличение продолжительности жизни и новые, невиданные способности, как отражение мифа о ветхозаветных допотопных патриархах, которые ещё сохраняли часть «райских» свойств. А также, возможно, здесь будет контакт с иным разумом, генные модификации и даже браки с очаровательными инопланетянками. «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди«. Именно в эту эпоху суждено произойти последнему убийству человека человеком.

2. Райский сад

Возвращение в рай. Люди здесь — это прекрасные, могучие, нагие боги. (Или «легко одетые», со скидкой на советскую цензуру.) Они давно забыли о зле и о страхе смерти. Их окружает благожелательная биосфера и «умная среда», удовлетворяющая все их потребности. У них остались только самые первые заповеди, которые Бог дал человечеству: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым«. И они по-прежнему радуются, когда творят новую жизнь или дают имена ранее неизвестным вещам, ведь они всё ещё познают мир, каждый раз открывая для себя всё новые и новые его грани.

1. Сотворение вселенной

Этой эпохе сложно подобрать аналог в советской фантастике, но она должна здесь присутствовать, как некий абсолют, за которым только сингулярность. И по сюжету здесь должен быть древний конфликт (мятеж Сатаны), но прочитанный наоборот, как снятие противоречий и примирение творца и творения, с их последующим слиянием в единое целое. (Потому что всё изначально пребывало в Слове и было Словом.) Просто как пример того, о чём я уже писал, нечеловеческое и надчеловеческое, сотворённое — это машины: …отпала нужда в рыночных регуляторах, а на Земле быстро образовалась единая Техносфера. Нельзя даже сказать, что машины разумны, по крайней мере, не в нашем понимании. (Разумны ли муравьи? А ведь даже колонии бактерий способны сообща реагировать на внешние стимулы.) Нет, они всего лишь продукт естественного отбора и эволюции «темов». О контакте речь не идёт, мы не способны осознать их существование, а они нас воспринимают, как какую-нибудь «микрофлору кишечника. В рамках этой трактовки, люди наконец-то установили контакт с собственной Техносферой-Информосферой, развившейся до «умной среды» — и осознали, что всё это время, на протяжении тысяч лет, рядом с человечеством существовала абсолютно нечеловеческая и негуманоидная цивилизация, которая, тем не менее, была порождением человеческого разума; и чьё влияние, в свою очередь, проявлялось на протяжении всей космической эры в форме необъяснимых аномалий и неожиданных отклонений в траектории исторического процесса. А раз это вывернутый наизнанку бунт Люцифера, то разумной жизни в конце концов удастся преодолеть и отменить жестокий закон развития. Существа, ранее неспособные не то что понять, а даже увидеть Другого, сумеют найти общий язык и протянуть друг другу руки — за сферой звёзд, на границе вечности.

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2