Шахматы, игроки и архетип Воина

«Капабланка прежде всего был практиком. За счет колоссальной интуиции он мог за доской разобраться в сложных позициях, которые соперники анализировали дома…

Стиль игры, способ мышления Капабланки можно охарактеризовать кратко: полет бабочки. Благодаря огромному таланту Капабланка принимал сложнейшие решения интуитивно, без большого счета, и очень быстро! Поэтому-то и возникало ощущение легкости в игре. Короткую тактику видел он безошибочно, а глубоко «не копал»! Хосе Рауль чувствовал, какой ход хорош, какой – плох. Варианты приходили потом, по ходу дела. Долго думать кубинец не любил, да и не факт, что это сделало бы его игру сильнее. В цейтноты не попадал, сил тратил немного – эти обстоятельства играли важную роль на длинной турнирной дистанции.

В те далекие времена шахматисты в основном играли довольно медленно, и на их фоне скорость Капы производила особое впечатление…

Вспоминая Капабланку, в первую очередь говорят о его безупречной технике и позиционном мастерстве. Эти сильные стороны кубинца опять же проистекают от мощи его интуиции и короткого, чистого счета. Именно короткая тактика является той нитью, из которой можно соткать хорошее позиционное полотно. Можно провести ясный стратегический план, не столкнувшись со случайным контрударом. И именно эта компьютерная ясность мысли позволяет играть внешне очень просто, но сильно. Все мы знаем, что всё гениальное – просто.

Есть и другой, менее известный афоризм, который очень подходит для Капабланки: «Усложнять просто, упрощать сложно!» Хосе Рауль умел исполнять сложную игру шахматы как простую гамму. Игра Капабланки – это легкость и изящество Моцарта».

Итак — великий дар, невероятная скорость, безупречная техника и колоссальная интуиция. Его стиль — полёт бабочки. Это поэт, гений боя.

А затем на горизонте показался Алехин.

«Четвертый чемпион мира – фигура яркая и трагическая. Он прошел труднейший жизненный путь: участвовал в военных действиях, перенес ранения, был в тюрьме и чудом избежал расстрела, сменил много стран, в одиночку боролся с ударами судьбы, умер в нищете и забвении. Но в истории шахмат остался как великий и непобежденный чемпион!
…Необычайные счетные способности и мощная энергетика сделали Алехина одним из лучших атакеров во всей истории шахмат. Количество пожертвованных фигур и заматованных королей соперников в его партиях подсчету не поддается».

Воин. Разрушитель. Победитель.

«Алехин регулярно выезжал с гастролями в разные страны мира, давал грандиозные сеансы, в которых набирал большой процент очков. Легендарными стали его сеансы вслепую. Даже в наши дни люди смотрят на этот жанр шахмат с безмерным удивлением – мол, как это он может так играть, не видя позицию? Это чудо! А вот Александр Александрович в своем рекордном сеансе одновременно сыграл 32 такие партии. Феноменальный выброс энергии! Выдержать такую нагрузку может только уникальный шахматный мозг и очень здоровый человек.

Надо понимать, что при всей своей комбинационной мощи и энергетике Алехин никогда не стал бы чемпионом мира, если бы не был достаточно силен во всех компонентах шахмат. Его подготовка к матчу с Капабланкой – это классический, непревзойденный пример фанатичной преданности своему делу и умения изменить себя. Чтобы победить кубинца, надо было научиться играть на его поле – в спокойных маневренных позициях, в скучных эндшпилях. Партии матча наглядно показывают, какой титанический труд был проделан русским чемпионом, насколько серьезно и критически он проанализировал свое творчество, как метко он выявил свои недостатки и сумел подняться на новую ступень. Ведь в Алехина до матча никто не верил. Никто, кроме него самого! Капабланка тогда был Богом шахмат, его соперник – скорее, рабочей пчелой. Как известно, всё познается в сравнении. Так вот чисто шахматные таланты этих двух чемпионов, на мой взгляд, несравнимы. Но за счет воли и целеустремленности Алехин сумел, что называется, сделать себя. Сумел стать сильнее, чем ему было дано!»

Скажите, кто ваш бог войны, и я скажу, кто вы. Алехин творил невероятные вещи, крушил противника за противником, устраивал показательные бои против нескольких соперников одновременно, бился с завязанными глазами и т.д. Уникальная энергетика, несравненное воинское мастерство и воля к победе, идеальная физическая форма. И при этом, его считали простой рабочей пчёлкой, серым трудягой, в него никто не верил. Капабланка же казался воплощением самого бога битв — Капабланка, у которого дома даже не было оружия! Все ставили Поэта выше Воина — но Воин победил.

«Как оказалось, легкость в игре несовместима с колоссальным нервным напряжением и огромным объемом работы – это все равно, что играть на флейте, крепко зажав ее в мускулистых руках, негнущимися пальцами. Поэтому в Буэнос-Айресе (1927) чемпион мира не смог одолеть претендента Алехина, хотя по таланту и превосходил его. Попытки напрячься в трудной спортивной ситуации приводили к тому, что в игре начали появляться несвойственные прежде просчеты и позиционные ошибки. Полагаю, Капабланке для выигрыша матча надо было полностью отрешиться от важности момента и просто играть в шахматы. Увы, и это убедительно доказывает история шахмат, достичь такого состояния почти невозможно…»

Нельзя удержать флейту в напряжённых руках. Ярость взяла вверх над талантом.

Но колесо продолжает крутится. Можно подняться на вершину, но нельзя на ней удержаться.

«Как и у всех шахматистов активного, комбинационного стиля, успехи Алехина сильно зависели от его формы и здоровья. Стоило ему немного сдать, как начинали сказываться некоторые позиционные недочеты в игре… Иногда он не учитывал свое состояние, играл в прежнем боевом стиле, будучи неспособным считать глубоко и точно, как в лучшие времена.
Александр Александрович вел жизнь одиночки-профессионала, жил вдали от родины, почти не имел друзей. Отсюда и его депрессии 30-х годов, проблемы с алкоголем. Конечно, это сказалось на результатах. Взять хотя бы его матчи с Эйве…»

О, Эйве. Макс Эйве — это персонаж в стиле telserg‘а, как я себе это представляю.

«Белая ворона мировых шахмат. Чемпион без чемпионского характера. Гений организации. Эти три тезиса, строго говоря, не новы в шахматной литературе. Возможно, я буду лишь чуть откровеннее других авторов.

Макс… родился и вырос в мирной, благоустроенной, цивилизованной Голландии и был достойным сыном своей родины. Исключительно правильный человек, скромный, достойный во всех отношениях. Благополучное детство в шахматной семье, хороший характер, безупречное воспитание, отличное образование – согласитесь, довольно странный букет для будущего чемпиона. С детства занимался спортом, не пил, не курил, вел себя прилично и т.д. Как мог такой человек стать первым в шахматном мире – совершенно непонятно. Исхожу из принципа, что первый в стае – это самый сильный волк. Хищник! Лидер по натуре, способный в любой момент сомкнуть свои челюсти на шее конкурента. Надеюсь, эти звериные аналогии будут правильно поняты читателями. Но, поверьте, история доказывает их обоснованность».

Воин — это всегда хищник, а Эйве не был хищником, и всё равно сумел стать первым среди волков.

«Светлый образ голландскому чемпиону можно было бы простить, обладай он каким-то сумасшедшим шахматным талантом. Но его не было! На фоне Алехина и уж тем более Капабланки дарование Эйве не выглядит чем-то особенным. Не вижу ни одного чисто шахматного компонента, в котором голландский маэстро превосходил своих предшественников. И все же он по праву стал чемпионом. Доктор математики, преподаватель, профессор – эти нешахматные характеристики Эйве в определенной степени объясняют его успех в шахматах…

Преподаватель математики Эйве оказался замечательным методистом, организатором процесса подготовки, последовательным, целеустремленным человеком. Он первым – еще до Ботвинника, и об этом молчит советская литература – начал полноценно готовиться к соревнованиям. Углубленная дебютная подготовка, занятия физкультурой, привлечение штата помощников, продуманный режим…

Однако всех этих достоинств могло не хватить для восхождения на шахматный престол. Эйве, безусловно, повезло еще в двух вещах.

Во-первых, его соотечественники смогли в нужный момент (а в начале 30-х мировая экономика была в кризисе) собрать солидный призовой фонд для матча на первенство мира. Таких расторопных земляков не хватало многим сильным игрокам, например, Рубинштейну. Во-вторых, Алехин в середине 30-х оказался далек от лучшей формы. Волк-одиночка слишком устал…»

Целеустремлённость, скромность, организованность, финансовая поддержка земляков — да, иногда этого достаточно.

«После обретения высокого титула Эйве достойно нес его по жизни. Часто и очень успешно играл в турнирах, давал сеансы, читал лекции…
В те годы Международная шахматная федерация (ФИДЕ) играла довольно скромную роль. Главное ее предназначение видели в организации командных соревнований – Олимпиад, а также в популяризации шахмат… Став чемпионом мира настоящим, Эйве стал сотрудничать с ФИДЕ и даже задумал передать права на титул чемпиона этой организации!
Уважающий законы, цивилизованный человек, Макс Эйве не считал правильной систему спонтанного выбора претендентов для очередного матча за корону. Когда нет стройной системы, когда все зависит от личных взаимоотношений честолюбивых людей – ситуация выходит из-под контроля».

Главное — создать организацию, объединяющую всех профессиональных воинов, и выработать общие правила боя. Именно с такой структурой Эйве связал свою жизнь.

«Потеря чемпионского звания в 1937 году оказала серьезное влияние не только на жизнь самого Эйве, но и на шахматный мир в целом…. Эйве формально имел возможность не давать реванш Алехину (в контракте не было соответствующей записи). Но как человек честный и благородный, чемпион считал необходимым дать шанс человеку, который оказался явно не в ударе во время первого матча. Впрочем, описывая идеальный характер пятого чемпиона мира, я несколько разбавил краски белым цветом. Эйве был честолюбив и верил в себя. Он верил, что выиграет новый матч!

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 3 из 5 ): « Предыдущая12 3 45Следующая »