Шахматы, игроки и архетип Воина

К началу 70-х годов, к моменту старта своего восхождения, Фишер стал самым эрудированным игроком в мире, вобравшим в себя все шахматные знания, накопленные человечеством на тот момент…

Шахматное образование, эрудиция, дебютные наработки – всё это можно сравнить с мускулатурой атлета. Фишер был накачан до предела! Причем каждая мышца в его шахматном теле была рабочей, выполняла в бою свою функцию. Ни единой капли жира, ничего лишнего.
Будучи прилежным учеником советских гроссмейстеров, Бобби взял от них всё лучшее. Собрав воедино методичность Ботвинника, технику Смыслова, фантазию Таля, надежность Петросяна, боевые качества Спасского, дебютную глубину Геллера, Фишер добавил в этот великолепный коктейль небывалую энергию и огромные амбиции – в итоге получился идеальный шахматист!

Что произошло с Фишером после завоевания титула в 1972 году? Думаю, его земная оболочка просто не выдержала такого отдаления от духовной субстанции. Невозможно всю жизнь быть одновременно в двух местах. Бездна поглотила чемпиона мира целиком. Он не сыграл ни единой партии в ранге чемпиона мира! Есть талантливый юноша, есть всепобеждающий претендент. А чемпиона мира по фамилии Фишер не было…

В отличие от своего исторического соперника Спасского, одиннадцатый чемпион мира оказался совершенно беспомощен в жизни. Здесь, в миру, вне своей родной стихии – великий шахматист остался всего лишь любителем, так до конца и не освоившим правила игры.
К нему неприменимы наши обычные мерки. Фишер живет в другом измерении…»

Тот самый случай, когда слишком хорошо — тоже плохо. Воин постиг войну, превратил себя в идеального бойца, победил всех соперников — и сошёл с ума. Но, как напишет автор в следующей статье про Карпова, «авторитет Фишера в то время был выше самых высоких гор. Он уже стал богом, легендой, мечтой«.

Анатолий Карпов — ещё один близкий Макарову образ, варвар по менталитету :).

«Двенадцатый чемпион мира – исполин, превосходящий по росту своих предшественников. Великий практик с неповторимым стилем игры. Боец до мозга костей, максималист с жестким характером. Карпов в шахматах – капитан Флинт. Он берет то, что считает нужным, играет по своим правилам, не считаясь с соперниками. Весь мир – для него!

Пират не строит, не растит, не создает. Он использует то, что создано другими, силой берет чужие сокровища. Живет своим умением воевать, хитростью и коварством. Он хладнокровен и осторожен. Терпелив в поиске жертвы и безжалостен в борьбе. Карпов – не исследователь, не аналитик, не искатель шахматной истины. Он профессиональный игрок. Игрок с большой буквы! Использует любую ситуацию к своей выгоде, выжимает из нее максимум.

Он не ищет истину, потому что… знает ее! Истина заключается в том, что сильнейший в мире шахматист – Карпов. Не имеет значения, какой дебют разыгран, какая позиция на доске и кто сидит напротив, победа все равно будет за ним. То, что для слабого есть самоуверенность и зазнайство, для чемпиона – непоколебимая вера в себя. Ибо выше него нет никого. Nec Deus intersit! (И пусть Бог не вмешивается — лат.) Психологический щит, броня, которая защищает его от ударов могучих соперников».

Наш инопланетянин не знает, что такое шахматы — но он знает, кто такие пираты.

«Анатолий Карпов великолепно вписался в политическую систему СССР. Он стал, как в свое время и Ботвинник, знаменем страны. Ее гордостью и лицом. Каждая победа Карпова была победой социализма. Первые лица государства благоволили молодому, безупречному во всех отношениях чемпиону. А он оказался весьма искусным игроком не только в шахматах, но и в аппаратных интригах! Фактически стал самым привилегированным спортсменом страны, сочетая выступления в турнирах с политической деятельностью. Был депутатом Верховного Совета СССР, возглавлял (и возглавляет по сей день) Фонд мира».

Инопланетянин уже понял по тексту, что советская гегемония кончилась, с СССР случилось что-то нехорошее. Карпов стал одни из последних советских полководцев, последним символом системы. Жесткая социальная структура, которая поручила защищать свои интересы пирату, азартному игроку? Это что-то новое. Видимо, положение было совсем отчаянным, решит он. Как бы то ни было, переломить ситуацию не удалось. Но настоящий пират нигде не пропадёт.

«После развала Союза Карпов умело использовал свой опыт и связи для новых проектов, в том числе и в сфере бизнеса… В новом веке экс-чемпион мира почти не садится за доску. Но остается Игроком! Будь то бизнес, политика, карты или… шахматы, Анатолий Евгеньевич непременно стремится к максимальному результату и добивается серьезных успехов. Такова его натура. Он – настоящий чемпион».

Представляете себе характер? «А после гибели империи Пират посвятил себя бизнесу, азартным играм и боевым искусствам».

Потом наступает следующая эпоха, эпоха бойцов, воспитанных на виртуальных симуляторах боя — «шахматных программах». Но это уже другая история…

А теперь, наконец, о боге войны. Как представить себе бога войны? Прочтите эти шахматные рассказы «глазами пришельца», вообразите себе эту галерею воинов, полководцев, стратегов. Бог войны был каждым из них — бог войны и есть каждый из них. Он учитель, поэт, пират, одинокий волк, безумец. Когда Эйве принял вызов Алехина, он выбрал судьбу воина — и бог войны был с ним. Опыт воинов, память воинов, эмоции воинов — всё это он, Двуликий.

А в качестве эпилога я тогда (давным-давно) хотел привести следующую сценку.
Встречаются бог войны и адмирал Ито, любимый персонаж Макарова. «Я знаю тебя, Ито», — говорит бог войны. Как известно (я ведь об этом писал, да? …сто лет назад), Ито отрёкся от воинского посмертия, вместо этого выбрав круг перерождения. А, вот:

«Ито был упёртым дзен-буддистом. Если бы русские солдаты лучше стреляли, если бы армейские заговорщики выделили для устранения старика более серьёзные силы, он мог бы рассчитывать на рай воинов, Вальгаллу. А так он наверняка давно переродился в новом теле, и, в этом смысле, куколка перед алтарём — лишь символ, и ничего более. Оболочка адмирала ушла, её больше не будет, кармический груз достался новой личности».

…Но бог войны начинает выстраивать новую реальность, ту, в которой Ито всё-таки ушёл в Вальгаллу, был воином во многих мирах, стал бессмертным духом, и в конце концов, пройдя Путь до конца — самим богом. Тем, кто сейчас смотрит на адмирала.
«Да, Ито. Я знаю тебя», — скажет он.

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 5 из 5 ): « Предыдущая1 ... 34 5