Разум. Мемы и архетипы. §3

Второй пример более очевиден — это ролевое движение.

В настоящее время каких-либо иных регулярных мероприятий, позволяющих взрослым людям включаться в групповую сюжетную динамику, т.е. играть, не существует. И меня точит червь сомнения, не является ли притом игра столько же необходимой разуму, как и движение — телу? Не должны ли мы все получать «дозу» игрового взаимодействия, переживания и даже проживания каких-то сюжетов просто для поддержания здорового тонуса нашего разума?

Играя, мы не просто становимся кем-то другим, моделируя ситуации, в которых никогда не были, и обучаясь таким образом чему-то новому; и не просто получаем удовольствие и расслабляемся; и не просто общаемся с себе подобными; мы устанавливаем связь между сознательной и бессознательной частью своего разума, мы возвращаем себе целостность.

Играя, взаимодействуя, позволяя стимулам свободно вызывать какие-либо переживания в нашей голове, бросать свет на тёмные уголки подсознания, мы возвращаемся к самим себе, путешествуем в своё прошлое. Мы можем взять идею (мем, образ), «оседлать» её, дать ей возможность через ассоциации провести нас по древу мемов к корню, от которого эта идея и питается. Увести так глубоко, как нам только хватит духу, а потом спокойно вернуться в современную реальность. Это путешествие возможно просто потому, что наше сознание, формируясь в детстве, повторило в своём онтогенезе филогенез человеческой культуры. Эта идея — повторение в индивидуальном развитии истории эволюции вида, частично утратила своё значение в биологии, но оказалась крайне уместна в психологии и социологии.

Развиваясь, разум ребёнка действительно повторяет историю развития разума человека вообще: от базовых, самых простых понятий, от первых морфем к сложным моральным установкам и современным способам работы с информацией, а в идеале — к выработке нравственных норм, способности к самостоятельным решениям и творчеству. В свою очередь это возможно потому, что ни в культуре, ни в языке не происходит уничтожение того, что было придумало на предыдущем этапе: новый культурный слой просто нарастает над старым. Наше старое «программное обеспечение» не удаляется полностью, оно просто переходит в фоновый режим и хранится в дальних уголках системного диска. В любой момент времени мы можем вызвать его к жизни.

Мы можем смотреть на мир десятками разных способов. Глядя на солнце, мы можем видеть раскалённый шар газа, возрождающегося и умирающего бога или костёр небесного охотника. Мы можем переключаться между этими реальностями так, как нам захочется, и полностью контролировать этот процесс или отпустить вожжи и позволить себе небольшое путешествие по планам Бездны. Мы, честно говоря, можем всё, что угодно, если дадим себе труд научиться этому. Все спящие внутри нас мемы ждут лишь одного: чтобы мы наконец обратили на них внимание.

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2