Разум. Мемы и архетипы. §1

 

(автор: arishai)

 

Понятие «мем»[1] было введено Ричардом Докинзом в его книге «Эгоистичный ген». Сама книга посвящена описанию и доказательствам теории о том, что единицей осуществления естественного отбора является не вид или особь, а ген. Именно гены, стремясь бесконечно распространяться, борются друг с другом и внешней средой за выживание.

Здесь же Докинз озвучил теорию, что подобным образом ведут себя и мемы — устойчивые комплексные единицы информации, точно так же распространяющиеся и борющиеся за выживание, но их средой является человеческое сознание и то общее информационное пространство, которое создаётся через взаимодействие людей друг с другом. Мем о мемах оказался весьма успешным с точки зрения выживаемости и сумел заразить достаточное количество людей. Теория обрела своих приверженцев и стала родоначальницей меметики — дисциплины, исследующей мемы и их поведение.

Тем не менее, спустя достаточное количество лет и завоёванных умов, меметика так и не определилась с некоторыми вещами. Например с тем, что именно является мемом. Как уже было сказано, это устойчивая единица информации, но какая именно? Насколько мелким должно быть дробление? И напротив, в какой момент мы имеем дело уже не с единичным мемом, а с комплексом мемов? Здесь мнения расходятся, но для нашей темы это не столь важно.

Мы будем говорить о мемах не как о существах, обладающих волей (даже если это просто воля к жизни), а как о том, чем они являются на самом деле. О единицах, с помощью которых человеческое сознание выстраивается и структурируется, сначала испытывая влияние окружающих людей, в первую очередь родителей, сверстников и авторитетов, а позже — в идеале — под воздействием собственной воли (желаний) человека.

Я не компетентна в том, чтобы рассуждать, является ли в действительности ген, так сказать, субъектом естественного отбора, или же теория Докинза ошибочна или неполна. Мне кажется, что эта теория влечёт за собой несколько странных парадоксов, но главное, она мне по некоторым причинам просто не нравится, что ни в коем случае не является научным аргументом. (Но является моментом естественного отбора: мемы, составляющие эту теорию, во мне не выжили).

Что касается мемов, то о них мне рассуждать проще, поскольку а) в настоящий момент времени все люди, интересующиеся меметикой, знают о них, в общем-то, одно и то же, так что все мои теории и выводы будут строиться на фундаменте, столь же прочном, как и мысли всех прочих исследователей мемов. И, б) будучи человеком разумным, я имею дело с мемами каждый день моей жизни, я создаю, принимаю, распространяю или отвергаю и специально изучаю их.

Из того, что мы знаем о мемах сейчас, никак не следует, что они подобны генам во всём, скорее наоборот: меметики признают, что слепой перенос свойств генов на мемы ложен. Например, мем никогда не копируется в точности, все копии мемов различны, в отличие от копий генов. Копии мемов — это скорее их штаммы той или иной степени вариативности. Странствуя от человека к человеку мем мутирует, но в то же время остаётся узнаваемым, пока в какой-то момент не срабатывает первый закон диалектики. Узнаваемость мема обеспечивается, чаще всего, несколькими основными единицами информации, которые можно назвать его корнем — в морфологическом смысле. К этому корню могут прибавляться «суффиксы» и «приставки», у него могут меняться «окончания» в зависимости от обстоятельств, но пока «корень» не мутирует в нечто совершенно иное, смысл мема остаётся нетронутым. Со временем вокруг старейших мемов образуются гигантские шлейфы того, что кто-то счёл бы информационным мусором, но что только работает на укрепление мемов и превращение их в намного более устойчивые конструкции — стереотипы или архетипы. Существование этого шлейфа не только не мешает узнаванию архетипа, но более того, позволяет нашему разуму устанавливать связи между самыми дальними «окончаниями» — через «корень» мема-архетипа. Именно по этой причине мы знаем, например, что между крестом и солнцем есть связь. Мы можем не задумываться над этим, но в нашем бессознательном эта связь крепка, она вибрирует, создавая новые смыслы, помогает воспринимать мир сразу на нескольких планах и — что для нас, людей, имеет всегда огромное значение — доставляя нам особый вид удовольствия. Дело в том, что думать — вообще приятно, а чуять различные смыслы, играть ими и комбинировать их самыми удивительными способами — приятнее во много раз. Этим мы занимаемся, например, когда шутим или воспринимаем шутки. Мы приходим в восторг от парадоксальности юмора и радуемся ему. Мы так же любим загадки, головоломки и каламбуры по той же причине: мы испытываем удовольствие, находя, выстраивая или восстанавливая связи, поскольку стремление к упорядоченности каким-то образом заложено в нашей природе. Так что мемам, которые в неком смысле есть дети энтропии, для выживания в созданном людьми информационным пространстве необходимо встраиваться в структуры или создавать их. Стратегия выживания мемов, таким образом, такая же, какой была у первых клеток на заре формирования земной жизни: создавать многоклеточные организмы. В чём-то мемокомплекс подобен многоклеточному существу, и именно поэтому его жизнь более продолжительна, а сам он более устойчив к воздействию внешней среды. Чем старее и обширнее мемокомплекс, тем сложнее его разрушить.

—————————————————
[1] Иногда пишут «мим» — этот вариант безуспешно пытался закрепиться в русском языке в самом начале карьеры теории мемов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 1 из 6 ): 1 23 ... 6Следующая »