Тело. Движение и воображение. §1

 

(автор: arishai)

 

И теперь обратно к разговору о целостности человека, о неразделимости тела и разума и невозможности провести между ними чёткую границу.

В принципе, концепция разделённости цельного человеческого существа на какие-то составные части — тело, разум, душа, дух, личность и т.д., свойственная в первую очередь западной культуре. Идея этого разделения, сформулированная древнегреческими философами, позже закономерно перекочевала в христианство, для которого отделение телесных проявлений — грязных и греховных по умолчанию, от духовных было принципиальным. Пренебрежение телесным, свойственное средневековой культуре, на самом деле не было преодолено в исторический период, который мы называем Возрождением. Деятели того периода хотя и считали себя певцами телесной красоты, вовсе не стремились к постижению целостности человека. Они, напротив, по-прежнему разделяли концепцию «расчленения» единого существа на некие части.

Более того, их стремление к телесности — закономерный ответ на века пренебрежения физическим, лишь в очередной раз подчёркивало это разделение.

Позже люди отодвинули душу на второй план и занялись тайнами разума, всё больше привыкая считать тело механизмом. Это привело, в том числе, к созданию высокоэффективной медицины, но мало приблизило людей к возвращению к целостности восприятия.

Всё это не было бы столь печально, если бы не один факт: невозможно быть счастливым, если отрицаешь существование части себя или не понимаешь или не принимаешь эту часть. Невозможно быть счастливым, будучи только долей человека. Счастье — понятие цельное.

Любопытно, что, например, в восточной культуре такое разделение — а точнее отделение тела от души / разума и тем более их противопоставления друг другу, далеко не столь яркое. Например, в китайской традиции тело живого человека воспринимается как нечто включённое в процессы внешнего мира, часть универсума, а за исполнение физиологических процессов в теле отвечает одна из душ. Мы могли бы называть это энергией. Тело и существующие в нём души неразрывно связаны друг с другом всё время существования человека, и за болезни тела в первую очередь ответственны болезненные процессы, происходящие в душах.

Отсутствие противопоставления тела и души не спасло, конечно, носителей восточных культур от печальной участи разделённости, да и добавило других проблем, например, замедление развития. Диалектическое развитие предполагает возникновение противоречия и его преодоление, и в этом смысле нам повезло больше: нам есть, что преодолеть, а значит, есть куда двигаться.

Если ты болен, то лучше тебе станет, когда поймёшь причину и сможешь что-то с ней сделать. До тех пор, пока причина неизвестна, остаётся лишь лечить симптомы. Восточная культура полна симптомами, но никто не знает, где их источник.

Конец двадцатого века дал нам возможность понять причины хотя бы части наших болезней. Ответом на это стали две совершенно противоположные тенденции: одна из них — концепция бесконечного насилия над собой, безмерного, всеподавляющего контроля и отрицание мудрости тела. Часто это называют «здоровым образом жизни», но здорового в нём не больше, чем в алкоголизме. Зависимость — это всегда проявление внутренних проблем, принимает ли она форму беспробудного пьянства или беспробудного фитнеса. Всё это — попытка уйти от необходимости смотреть внутренней бездне в глаза. От страха признать, что контроль над неопределённостью жизни невозможен. Страх этот стал ещё больше с тех пор, как мы узнали, насколько великая Вселенная и как ничтожны наши маленькие жизни по сравнению с вещами вроде Великого Аттрактора. Мы ничего не контролируем и ни на что не способны повлиять по-настоящему. Но мы всё ещё можем заниматься саморазрушением, находя в этом иллюзию защиты от хаоса.

Тому, кто принял хаос, жить проще.

Вторая тенденция — слияние с телом, погружение в ощущения и их осознание, то, что в английском языке называется «embodied mind», а на русский переводится приблизительно как «воплощённое сознание». Правильно понять это словосочетание можно, лишь воспринимая первое слово в его буквальном значении.

Эта концепция и подобные ей телесно-ориентированные концепции и практики зиждутся на одном и том же научном фундаменте. Нескольких связанных между собой разделов психологии, социологии, социопсихологии и физиологии, а также философии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 1 из 13 ): 1 23 ... 13Следующая »