Тело. Движение и воображение. §1

Наступает момент, когда наука подходит к невозможности подтверждения старой концепции о том, что «мозг командует телом». Становится ясным, что в реальном времени это неосуществимо, слишком сложно поддержание координации, чтобы терпеть такие транзакционные издержки: передача информации в одну сторону, потом в другую. Даже скорость импульсов в теле недостаточно велика, чтобы этот процесс стал эффективным.

Это приводит к комплексу идей о существовании распределённого контроля — между ЦНС, периферической нервной системой и мышцами, когда тело отвечает на взаимодействие с внешней средой определённым образом. Так же как сознание «распределено» между различными частями головного мозга, так и действие распределено во всём теле. И тогда мысль-движение охватывает человека целиком, проходя по его телу и его сознанию и изливаясь во внешнюю среду, подхватывая её, среды, ответ и возвращая его человеку. Этот процесс бесконечен, всеобъемлющ и очень гибок.

Всё в нём гибко. Кажется, что только человек меняется, «сталкиваясь» с объективной, жёсткой внешней средой, но среда меняется точно так же, поддаваясь процессу наблюдения.

Итак, мы можем поиграть словами и сказать, что мысль осуществляется телом и движение осуществляется сознанием. Эта целостность существует, в первую очередь, у животных; настолько, насколько можно говорить о сознании в их отношении; ответ на этот вопрос — один из тех, за который учёные бьются между собой не на жизнь, а на смерть; будем исходить из того, что высшие животные обладают чем-то вроде предсознания. Эта целостность была у предков нашего вида и у наших собственных предков — первых людей. Цивилизация со временем разрушила эту связность, точнее, разрушила представление о ней, заставив нас думать, что мы — конструкция, а не система.

И всё же теперь мы снова говорим об этом, потому что случившееся раньше случится вновь, но в другой форме. Вот закон, подтверждение которому мы видим везде, куда не кинем взгляд.

«Для мозга между восприятием и действиями существует тесная связь. Наше тело служит нам, чтобы познавать окружающий мир. Мы взаимодействуем с окружающим миром посредством своего тела и смотрим, что из этого выйдет. Этой способности тоже не хватало ранним компьютерам. Они просто смотрели на мир. Они ничего не делали. У них не было тел. Они не делали предсказаний. Восприятие давалось им с таким трудом в том числе и по этой причине.

Даже самые простые движения помогают нам отделять один воспринимаемый объект от другого. Когда я смотрю на свой сад, я вижу забор, за которым стоит дерево. Откуда я знаю, какие коричневые пятна относятся к забору, а какие к дереву? Если согласно моей модели мира забор стоит перед деревом, то я могу предсказать, что ощущения, связанные с забором и с деревом, будут меняться по-разному, когда я двигаю головой. Так как забор расположен ближе ко мне, чем дерево, фрагменты забора движутся у меня перед глазами быстрее, чем фрагменты дерева. Мой мозг может объединить все эти фрагменты дерева благодаря их согласованному движению. Но движусь при этом я, воспринимающий, а не дерево и не забор.

Простые движения помогают нашему восприятию. Но движения, совершаемые с некоторой целью, которые я буду называть действиями, помогают восприятию еще больше. Если передо мной стоит бокал с вином, я осознаю, какой он формы и какого цвета. Но я не осознаю, что мой мозг уже рассчитал, какое положение должна занять моя рука, чтобы взять этот бокал за ножку, и предчувствует, какие ощущения возникнут при этом в моих пальцах. Эти приготовления и предчувствия происходят даже в том случае, если я не собираюсь брать в руку этот бокал. Часть мозга отображает окружающий мир в свете наших действий, например действий, нужных, чтобы выйти из комнаты или чтобы взять со стола бутылку. Наш мозг непрерывно и машинально предсказывает, какими движениями будет лучше всего осуществить то или иное действие, которое нам может понадобиться совершить. Всякий раз, когда мы совершаем какое-либо действие, эти предсказания проверяются, и наша модель мира совершенствуется, исходя из ошибок в таких предсказаниях.»

Крис Фрит «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Мысль и движение неразделимы. Выготский, например, описал подробно феномен микродвижений: мысль о движении — даже без намерения осуществить это движение прямо сейчас — заставляет соответствующие мышцы сокращаться, совершать незаметные глазу, но вполне реальные движения. Мысль «о словах» — произносимые про себя фразы, заставляют сокращаться мышцы артикуляционного аппарата. Все чёткие мысли мы проговариваем, сами того не замечая, лишь самые мимолётные и обрывочные — «фоновые», из них остаются неозвучеными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 6 из 13 ): « Предыдущая1 ... 45 6 78 ... 13Следующая »