Тело. Движение и воображение. §1

Культурные жесты усваиваются более избирательно, они нагружены порой значительным количеством «единиц смысла», трактуются по-разному в зависимости от контекста, и являются наиболее выразительным средством передачи информации без задействования речи. Предельным развитием этой подгруппы является, конечно же, язык глухонемых, где жесты приближены к речи наиболее сильно. Культурные жесты позволяют выражать сложные смыслы, «играть словами» — комбинировать символы для создания нового качества информации, но при этом остаются менее выразительными эмоционально.

Наибольшую эмоциональную реакцию, более высокую степень эмпатии вызывают самые древние жесты, быть может потому, что они выражают более простые, но самые значимые для нас вещи: радость, боль, просьбу о помощи, любовь. То, что существовало до изобретения слов и будет существовать, пока мы остаёмся людьми.

А дальше я просто хочу процитировать кусочек текста, который прекрасен сам по себе, без моей интерпретации.

«Хотя мимическое выражение, конечно же, и непосредственно, и непроизвольно, но это не означает, что на ближайшем к мимике конце спектра жестов нет жестов, которые совершаются непроизвольно и неуправляемо. Их называют по-разному, beat-жесты, жесты отхлопывания или отбивания такта. На другом краю спектра жестов находятся скорее интенциональные, то есть иконические и в первую очередь метафорические жесты. Они образуют мимический материал и применяют его для языка жестов, который неуниверсален, а специфичен для культуры, времени и ситуации».

«В жестах человек воплощает себя и познаёт себя в своём воплощении. В социальном употреблении жестов человеческое «быть» может преобразовываться в «иметь». Этот процесс трансформации делает возможной человеческую экзистенцию. Для проведения и формирования ритуалов нужны специфические жесты. В особенности в политических и религиозных, когда важен репрезентативный элемент, инсценирование и композиция соответствующих жестов приобретают огромное значение».

«В миметическом отношении к своим жестам люди получают опыт своей репрезентации. В мимике и жестах они обнаруживают себя и по реакции окружающих на эти проявления узнают, кто они есть или как они выглядят. Язык образов и телесный язык жестов — это культурный продукт, с одной стороны, формирующий детей, а с другой стороны, в его разработку они сами активно вовлечены. Миметическое приобретение жестов позволяет встроиться в традиционную культуру тела и образов, а сама эта культура становится актуальной в адекватном использовании жестов в соответствующих обстоятельствах. В жестах находят своё выражение телесная конфигурация, внутренняя интенция и опосредованное отношение к миру. В жестах соединяются чувственное восприятие и душевные переживания. Поэтому невозможно ответить на вопрос, какую часть, например в жесте радости, составляет телесная, а какую — психическая компонента. Жест во плоти выражает неразрывность двух компонент».

«Повседневные мимика и жестикуляция указывают на знание тела, производящее, формирующее их и делающее их понятными. Это знание возникает не из анализа или пояснения жестов. Оно приобретается миметически в ходе социальных процессов.»

«Жесты — выражение и представление практического знания, связанного с телом. Его невозможно приобрести с помощью анализа, языка или мышления. Для его приобретения нужен скорее мимезис. Благодаря подражанию жестам и уподоблению им миметически действующий субъект достигает компетенции в сценическом моделировании, применении и изменении жестов при соответствующих обстоятельствах. Исторические исследования их антропологической функции показывают огромное значение общественного и культурного значения сценического подведения. С помощью жестов производится социальный континуум, оглашаются и проникают в поведение людей общественные изменения. Часто при сохранении жестовых композиций проводятся глубокие, на первый взгляд незаметные, изменения значений. Историческое преобразование жестов распространяется на их значения, на их чувственно-телесную композицию или же на то и другое сразу. Миметическое приобретение жестовой компетенции гарантирует способность исполнять жесты с помощью телесных движений, проводить их в разных социальных контекстах и приспосабливать к требованиям ситуации. В миметическом способе приобретения жесты инкорпорируются, они становятся частью телесной и двигательной фантазии и потому частью связанного с телом практического знания. Это жестовое знание тела возникает во многом независимо от сознания, а значит, и от возможностей участника дистанцироваться, но именно потому оно оказывает глубокое воздействие.»

Кристофер Вульф «Жесты как язык чувств. Миметический и перформативный характер жестов»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 8 из 13 ): « Предыдущая1 ... 67 8 910 ... 13Следующая »