Тело. Движение и воображение. §1
И связанные со всем эмоции постепенно складываются в эмоциональный фон, он превращается в психические состояния — сложносочинённые, долговременные, связанные с чем-то столь же сложным и долговременным — с окружением и отношениями. Проявления психических состояний, постоянно присутствующих переживаний по поводу окружения и отношений, мы называем уже чувствами.
Психические состояния, чувства воплощаются в долговременных изменениях в теле, чем сильнее исходное влияние, тем сильнее перемены. Ну а позже физическое снова превращается в психическое, уже как переживание по поводу телесных изменений.
Витки этой спирали накладываются друг на друга, и спираль становится всё устойчивее. Иногда она принимает форму «чёрной воронки», иногда «внутреннего стержня» — закостеневших, застывших эмоций, на которых действительно держится вся иллюзия спокойствия, а иногда — амортизирующей структуры, «проекции позвоночника», устойчивой и гибкой, сильной и текучей, адаптирующейся и возносящей ввысь.
Тело закрепляет артефакты психики. «Чёрная воронка», «внутренний стержень» и «проекция позвоночника» — всего лишь образные названия тех структур, которые служат фундаментом здания нашей психики, основополагающим принципом, но на физическом уровне они выглядят зачастую именно так, как я их сейчас называю. Тело человека чётко указывает на то, на каких принципах он построил свой внутренний мир, на его слабые и сильные места, зажатость или свободу, слабость или здоровый тонус, на его способность к адаптации как критерий здоровья.
И таким образом, память — единая надстройка, не принадлежащая в полной мере ни материальному, ни идеальному миру, но проецирующая себя и туда, и туда. Собственная память человека сохраняется и в мыслях, и в движениях, и сама остаётся подвижной и изменчивой.
«Для этой сферы памяти верно то, что реконструированные воспоминания никогда не бывают одинаковыми. Они отличаются друг от друга в зависимости от времени, места и контекста воспоминаний. За исключением травм, содержащих неизменные принудительные образы памяти, все прочие воспоминания динамичны, то есть если они касаются одни и тех же людей или одних и тех же событий, то они не совпадают друг с другом, а только подобны друг другу.»
Кристофер Вульф «Новое открытие эмоций»
На этом принципе — подвижности памяти и её связи с движением как таковым, работают многие телесно-ориентированные практики.
Сохранение памяти в движениях (спровоцированных эмоцией, которая сопровождала появление и воспроизведение воспоминания) меняет человека в процессе его онтогенеза, формирует его «приобретённый фенотип».
Но это ещё не всё. Со временем индивидуальное движенческое проявление эмоций и мыслей становится общим для группы людей, постоянно находящихся во взаимодействии. Индивидуально созданные мемы распространяются, отшлифовываются и обобщаются. Они становятся маркерами группы и её культурной среды.
«Телесные движения и социальные действия осуществляются в конкретных социальных и культурных пространствах. В силу высокой пластичности человеческого тела они приобретают в этих пространствах социальное и культурное оформление. Некоторые из осуществляющихся в настоящем взаимодействий стали возможны только благодаря содержащемуся в имплицитной памяти знанию. Телесные движения пробуждают эту память».
Кристофер Вульф «Новое открытие эмоций»
И таким образом воспроизводя некоторые движения, являющиеся выражением эмоций, мы повторяем индивидуальные жесты давно ушедших поколений. Мы создаём связь времён, мы путешествуем вниз по генетической памяти, мы соскальзываем в темноту далёкого прошлого и прикасаемся к вещам, столь же таинственным, сколь и естественным для нас. Мы погружаемся в Бездну.
Память эмоций — бесконечна. Каждое проявление эмоции нанизывается на прошлое проявление, вереница связанных воспоминаний тянется из непроглядной тьмы прошлого в столь же непроглядную тьму будущего. Настоящее освещено текущим действием, настоящему придают смысл реакции нашего восприятия, нагруженные прошлым, нагружающие будущее. Все этапы перемен — следствие очень малых вариаций, однако в итоге первое и последнее звенья этой цепи различаются между собой как ночь и день.
И всё же из тьмы прошлого мы слышим голоса. И мы отправляем послания во тьму будущего.
Мы бессмертны.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13