Тело. Движение и воображение. §1

Сознание — и разум, как его наивысшая из известных нам на нынешний момент ипостасей, созданы и создаются ради акта наблюдения и в его процессе. Наблюдение поддерживает статус-кво, сохраняет самотождественность наблюдателя, но в то же время постоянно меняет его, не оставляя возможности для остановки. В этом мире даже смерть вовсе не означает остановки, она лишь прекращает одно состояние и приводит к другому.

Это столь же верно для сознания, как части целостной системы «человек», так и для телесности, тела, которое делает то же самое. Воплощённое сознание наблюдает себя как телесность — в том числе и в первую очередь, познаёт себя как размещённое в окружающем мире и наделяет своё тело своими чертами. Система меняется целиком и одновременно.

В связи с вышесказанным интересным становится вопрос об одном из «вариантов бессмертия». Известный предмет обсуждения — возможность продления жизни вплоть до бесконечности, и фантасты и учёные уже давно обрисовали доступные нам возможности (наверняка, ни в одной не угадали; будущее всегда приходит неугаданным). Большая часть из них предусматривает «подмену тела» тем или иным образом, от киборгизации и перенесения сознания на машинный носитель до выращивания органов на замену. Если связь тела и сознания настолько тесна, если мы представляем собой холистичную систему, как повлияет на нас наличие неизменного тела (киборгизация) или его полное отсутствие? Окажемся ли мы в тупике, где акт наблюдения будет прерван? Что изменится в нас в таком случае?

«В теоретико-информационной парадигме тело осмысляется как информационный процессор, действенной становится гипотеза единства физического и психического состояний. Уже само движение информативно в прямом физическом смысле.

…Основные понятия, характеризующие сущностную природу человека, приобретают иной смысл. Сознание на холистическом языке мыслится как тончайшая энергия, проявляющая себя на разных уровнях материальности (телесности) разными способами. Отвечая на вопрос о локализации сознания в мозге, современная нейронаука делает вывод о распределённости сознания относительно пространственно-телесной организации мозга, наделяя сознание свойством эмерджентности. …При таком предположении сознание коммуникативно и в социокультурном, и в природно-космическом аспектах, его важнейшей функцией становится объединение глубинного и поверхностного, внутреннего и внешнего, физического и метафизического (на философском языке), земли и неба (на языке мифологии). Фундаментальная проблема психологии — как соединить сознание и бессознательное; сознание, подсознание и сверхсознание, — при холистическом подходе теряет свою остроту: не бессознательное, а внутренне-скрытые измерения сознания через каналы творческой интуиции участвуют совместно с внешне-личностным началом человека в творении мира объективированных форм.»

И. Герасимова «Трансформация телесности в музыкальных практиках»

Единственность существования человека, целостность его бытия, выделение частей в котором возможно лишь условно, лишь в каких-то конкретных целях, становится всё более захватывающей идей. Всё чаще и чаще люди обращаются к мысли, что такое понятие как «отдельность» чего-либо существует только там и только до тех пор, пока человек нуждается в нём, как в рабочем инструменте. Но жизнь протекает в единственности, жизнь холистична. Так же как все известные нам жизненные формы перетекают одна в другую — и в этом и состоит процесс осуществления, движения и развития жизни как единого феномена, так же и всё существующее в человеке в каком-то смысле перетекает друг в друга, и вот уже невозможно определить, где намерение становится движением, а движение рождает следующее намерение.

Мысль в этом процессе — рефлексивна. В этом её прямое назначение. Мысль — следствие осознания себя в мире и условного отделения от этого мира. Мысль — результат наблюдения за видимой и невидимой Вселенной, её элементами и их взаимодействием.

Сознание парадоксально, как и любая форма — оно лишь способ выражения целого, но, как и любая форма, оно стремится создать свои границы, очертить себя, отделить от того, чем является.

Это необходимый этап для перехода к следующему — к этапу возвращения к целостности. Обойдя весь виток спирали, мы переходим на следующий, возвращаясь к тому, с чего начали, но будучи уже совершенно иными.

Мы возвращаемся сегодня к пониманию того, что мы — часть бесконечности. Не «самая лучшая», не «самая худшая», может быть, даже не «самая необходимая», но без нас этот отсек Мультивёрсума был бы другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 5 из 13 ): « Предыдущая1 ... 34 5 67 ... 13Следующая »