Тело. Движение и воображение. §1

Этот рассказ, эта редукция волновой функции — не просто момент отчуждения от своих воспоминаний. Это момент, когда одновременно происходят важные вещи:

А) рассказчик становится наблюдателем, то есть обретает способность к формированию собственного ландшафта;

Б) воспоминание измеряется, т.е. оно получает заряд — оценку, положительно или отрицательно окрашенную. Градации оценочных суждений, конечно же, очень велики, но тем менее, по своей природе мы мало способны на абсолютную нейтральность. Фактически «оценка» не может быть «нейтральной», это лишь выражение, которой почти ничего не значит; напротив, наша привычка оценивать что угодно — это наша суперспособность. Мы созданы для этого, это и есть одна из задач разума: наблюдение;

В) до момента наблюдения воспоминание как бы пребывает в оценочной суперпозиции; оно и отрицательно, и положительно одновременно. И лишь в момент наблюдения одна из этих позиций становится реальностью, а другая отступает в область небытия. Создаёт ли это где-то в нашем внутреннем ландшафте потаённое место, где несбывшееся хранится? Я не знаю.

А следом происходит вот что: всё, что мы когда-либо наблюдали в себе, становится определённым, прекращает своё существование в суперпозиции и переходит в нечто явленное, нечто оценённое, нечто воплощённое. Оно остаётся не только во внутреннем ландшафте, но и в теле, как в материальном отражении этого ландшафта. Остаётся по одной причине: нет границы между сознанием и телесностью, граница эта мнимая; отделить одно от другого невозможно, такое отделение означает смерть. Лишь после смерти тело постепенно начнёт терять следы жизненных событий, медленно возвращаясь в землю, из которой вышло. Живое же пластично, и все ваши мысли становятся телесными проявлениями, и, видимо, верно и обратное, все проявления телесности могут отражаться в мыслях. Одно запускает другое, а потом импульс возвращается обратно.

И в итоге:

«Телесность человека проявляет себя как некий каркас, схема, рисунок сознания человека — его оценок и реакций на окружающий мир. Телесность в данном случае выступает в разных ипостасях — как физическая оболочка человеческой личности; как опыт, посредством которого человек входит в мир и вступает с ним во взаимодействие; и как видимая часть (а потому индикатор) сложнейшего образования, ведущей компонентой которой выступает сфера сознания».

М. Плохова «Квантовый подход к проблеме телесности»

Видимо — и очевидно, что именно это взаимное влияние элементов системы друг на друга лежит в основе практик, подобных аутентичному движению. И не случайно, что такие практики предполагают наблюдение, взращивание с годами внутреннего наблюдателя. Превращение в существо, владеющее своей сверхспособностью на более высоком уровне. Существо, способное менять мир — и себя, просто меняя направление внимания.

«В современной философии сознания появляется новое представление о телесной природе сознания (embodied mind). Телесность сознания отнюдь не означает отрицания идеальности его продуктов, но указывает на необходимость учёта телесных детерминант духовной деятельности и познания. Необходим целостный подход «тело-сознания»: сознание отелеснено, воплощено (embodied mind), а тело одухотворено, оживлено духом.

…Если раньше гносеологии говорили, что познание теоретически нагружено (т.е. то, что мы видим, во многом определяется имеющимися у нас теоретическими представлениями), то ныне, в рамках современных эпистемологических представлений, можно утверждать к тому же, что познание телесно нагружено.

…Телесное сознание не просто активно, оно энактивировано (enacted): сознание выполняет свои когнитивные функции в действии и через действие. Через действия, двигательную активность формируются когнитивные способности живого организма, как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Сенсомоторный смысл телесного Я раскрывает Д. Легранд. Телесное Я не просто наблюдает за действиями со стороны и даже не просто является зачинщиком действий, оно само и есть чувствование и действие. Тело есть «та точка, в которой конвергируют действие и восприятие… На телесном уровне иметь дорефлексивное самосознание означает испытывать на опыте когерентность действия и восприятия».

Е. Князева «Телесная природа сознания»

Каждая свершившаяся мысль сохраняется в памяти — в теле и в том, что мы собственно привыкли называть памятью. В теле сохраняется застывшее движение, с помощью которого мысль была явлена и воплощена. Акт познания — акт восприятия и осмысливания — это движение. Движение ума и тела, сознания и телесности, как единого целого, неразделимой системы, в которой мы лишь условно выделяем одну и другую части. Совокупность этих движений мы называем разумом, высшей нервной деятельностью, многими другими словами, и этот феномен невозможен не только без появления и проявления сознания, но и без его размещения в теле. Поскольку оно не просто связь сознания с миром, не просто оболочка, вмещающее сознание в себе, оно и есть сознание, и душа, и разум, и дух. Нет ничего иного, кроме холистической единицы, у которой тоже много названий, но чаще всего мы используем слово «субъект». Я предпочитаю называть его наблюдателем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 3 из 13 ): « Предыдущая12 3 45 ... 13Следующая »