Тело. Движение и воображение. §1

Наблюдатель не расщеплён. Наблюдатель целостен. Примечательно, что появление наблюдателя невозможно без предварительного расщепления, того самого, о котором говорил Маклюэн в «Галактике Гутенберга». Расщеплённость человека эпохи книгопечатания в конечном счёте приводит к новому витку целостности, к более высокому его уровню, где человек уже не просто слабая песчинка, уничтожаемая высшими силами, и не нечто/некто, пытающийся противопоставить себя мирозданию, воюя с ним и объявляя себя то царём, то раковой опухолью планеты (что одно и то же), а неотъемлемо присущая мирозданию, с трудом выделяемая из него часть, осознающая саму себя и систему в целом.

Осознавая и наблюдая себя и окружающий мир, человек — точнее, человечество или иной другой разумный вид, или совокупность разумных существ в пространстве Вселенной, позволяет ей, Вселенной, осознать и наблюдать саму себя.

Разум в том числе — способ саморефлексии сущего.

Вот к чему в итоге приводит концепция воплощённого сознания.

«Телесная нагруженность» означает, что человек в своей когнитивной деятельности исходит не только из полученных знаний, но и из совершённых ранее действий. Имеющиеся в теле воспоминания о движениях побуждают двигаться — и мысленно, и телесно к тому, что развивает это движение дальше, что даёт ему новый толчок, выводит на новый уровень. Или к тому, что является его очевидной противоположностью, чтобы после антитезы прийти к синтезу.

Из этого и рождается танец.

Созданное ранее движение, усвоенное ранее знание, одним словом, наше прошлое приводит к настоящему. Сложившийся в прошлом рисунок танца побуждает нас к настоящему соприкосновению с миром, а оно уже провоцирует возможное будущее.

Это свободный, импровизационный танец. И на мой взгляд, ближе всего к такому понимаю танца подходят современные свободные танцевальные практики (например, контактная импровизация).

Вы даёте импульс миру в своей когнитивной деятельности, мир отвечает вам, этот диалог и есть бытие вашего воплощённого сознание. С этой точки зрения наша жизнь действительно — танец. И тогда важнее всего становится слушание — слушание себя и своего партнёра. Наслаждение диалогом, который складывается, таким, какой он есть. Доверие. Опора. Взлёт.

«Основателями конструктивизма и идеи о том, что мир нужно рассматривать в качестве поля самоорганизующихся систем, были не только Матруна и Варела, но и их учитель Хайнц фон Фёрстер. Описывая отношения человека и мира, он предложил интересную метафору танца: человек не просто живёт и познаёт мир, созидает и творит его, но он как бы находится в танце с миром, где оба являются партнёрами, причём оба являются ведущими. То человек ведом, его ведёт мир, то он ведёт мир, а мир подстраивается под его па. Эта метафора танца, мне кажется, очень хорошо передаёт новое отношение человека к миру — отношение партнёрства и взаимного созидания

Энактивация — совершенно новый термин для отечественной эпистемологии. Энактивация — это вдействование человека в мир. То есть человек познаёт всегда только благодаря действию, именно через действие куётся интеллект, развиваются познавательные способности. Фон Фёрстер отмечал: «Хочешь познавать, научись действовать!» и «Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!»

…Франсиско Варела (1946-2001), заложивший основы новой концепции энактивированного познания в когнитивной науке, рассматривал понятие эмерджентности как абсолютно фундаментальное для постижения когнитивных процессов. Глобальное есть одновременно и причина, и следствие локальных действий. «Разум или суждения разума представляют собой нечто вроде вишни на пироге. Разум — это то, что продуцируется, порождается на самом последнем этапе непрекращающихся эмерджентных трансформаций сознания».

Е. Князева «Телесная природа сознания»

В этом прекрасном и бесконечном танце главным становится взаимное влияние. Всё есть следствие и причина друг друга. Глобальное — мир или Вселенная, и локальное — отдельное воплощённое сознание, вечно создают и воспроизводят друг друга, и так мир движется от начала к завершению, а потом снова к началу.

Сознание бесконечно воспроизводит и само себя в акте самонаблюдения, это можно называть термином «автопоэзис», рассказывание своей истории самому себе. Так же как в теле происходит обновление клеток через воспроизводство аналогичных, но, очевидно, в чём-то всё же отличных от изначальных (хотя бы исходя из теории неопределённости), так и сознание, рассказывая себе свою историю, воспроизводит её раз за разом с незначительными отличиями. Эти хаотичные, на первые взгляд незначимые отклонения и превращаются в перемены, в незаметные, но постоянные, в то, что мы называем диалектическим скачком.

Сознание повторяет само себя, чтобы не впасть в забвение, и повторяет окружающий мир, чтобы тот не перестал существовать. Это не солипсизм, это нечто неизмеримо большее. Мир не исчезает, когда вы отворачиваетесь от него, но вы исчезаете, когда отворачиваетесь от мира. Замирает танец, затихают истории. Акт наблюдения прерван, время подходит к концу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Страницы ( 4 из 13 ): « Предыдущая123 4 56 ... 13Следующая »