Человечки Лефевра: герои
Итак, мы рассмотрели логику социальной системы и логику поведения героя в двух разных этических системах.
Социальная система держится на обывателях и на элементах, вовсе лишённых рефлексии. Обыватель хочет жить в системе, которая способна выдавать высокую «этическую температуру» при низком этическом статусе своих элементов. Например: n + m = 3/4, при n = 1/2 и m = 1/2. Чем больше элементов — тем больше система будет «разогреваться».
Герой стремится рефлексировать окружающую обстановку и поступать принципиально. Герою нужна система, которая выдавала бы этический «ноль» в тех случаях, когда среда толкает героя на неэтичный поступок, чтобы дать герою возможность сохранить свой статус. С точки зрения обывателя, поведение героя описывается словами «чем хуже, тем лучше»: n * m = 1/4, но зато n^(n * m) = 1.
В первой этической системе это означает, что герой будет стремится к «жертвенному компромиссу» («мы обязаны договориться, даже перед лицом Апокалипсиса!»), а во второй — что герой будет стремится к «жертвенному конфликту» («никаких компромиссов, даже перед лицом Апокалипсиса!»).
Первая этическая система | Вторая этическая система | |
Обыватели | «Каждый сам за себя» | «Все в едином строю» |
Герои | Компромисс из принципиальных соображений | Конфронтация из принципиальных соображений |
И тут-то мы наконец переходим к той самой истории про замки и дракона.
У нас образовалось два замка, в каждом из которых живут человечки. В первом замке человечки пытаются жить по заветам первой этической системы — компромиссной, индивидуалистичной, считающей, что цель не оправдывает средства. Во втором замке сделали ставку на вторую этическую систему — бескомпромиссную, коллективистскую, считающую, что цель оправдывает средства.
А затем перед каждым из замков предстал вызов в форме дракона. Дракон — это непонятная и несокрушимая угроза, но при этом достаточно антропоморфная для того, чтобы воспринимать её, как этического субъекта. (Лефевр пишет, что у дракона было «человеческое лицо», что само по себе звучит, как описание горячечного бреда.)