Человечки Лефевра: сложные структуры

***

В Первой этической системе власть будет требовать, чтобы умеренная оппозиция перестала поддерживать радикалов. Кстати, в том числе поэтому в подобной структуре легко организовать мирную смену руководства. Оппозиция получает власть, бывшая властная группировка становится новой системной оппозицией, элита продолжает поддерживать отношения и с теми, и с другими (она лояльна властям независимо от того, кто сейчас власть), а радикалы за бортом.

Во Второй этической системе власть будет требовать, чтобы её сторонники разорвали отношения со всеми, кто поддерживает противников власти. В то же время, противники власти будут стремится разорвать отношения со всеми, кто поддерживает власть, схема ведь симметричная. Это приводит к делению всех политических сил на два лагеря с последующей ожесточённой конфронтацией между ними.

В свете вышесказанного, текущий политический кризис в США можно описать в следующих терминах. Демократы обвиняют республиканцев в том, что те предали принципы Первой этической системы: с точки зрения Первой этической системы, республиканцы, оставаясь противниками демократов, должны помогать демократам изолировать «несистемных игроков» и радикалов (Трампа, христианских фундаменталистов, расистов); а вместо этого республиканцы, по мнению демократов, взяли на вооружение принципы Второй этической системы, где цель оправдывает средства (кто не с нами, тот против нас, либо мы их, либо они нас), и пытаются свести всё к противостоянию двух лагерей, «нашего» и «либерального».

Подведём итог. Мы уже выделили два устойчивых сюжета в поведении сложных структур. В ситуации этической неопределённости, в том случае, если структура основана на принципах Первой этической системы (этика компромисса), она будет пытаться «изолировать агрессора». В противном случае, в условиях господства Второй этической системы (этика конфликта), структура может попробовать «поделить всех на два враждебных лагеря».

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что хотя решения в рамках разных этических систем взаимно неприемлемы, они не симметричны — ни по структуре, ни по этическому статусу. Но ведь принципы двух этических систем Лефевра абсолютно симметричны!

Всё потому, что Лефевр искусственно запретил структуре создавать новые связи — только разрушать существующие. Если мы отменим этот произвольный запрет, симметрия вернётся, и у нас появится два новых сюжета.

В Первой этической системе Власть может попробовать установить тесные контакты с непримиримыми Радикалами (внедрить к ним своих агентов, подкупить их руководство, и т.д.).

Естественно, Радикалы в таком случае перестанут быть настоящими Радикалами. Теперь есть Власть, которая находится в состоянии конфликта с Оппозицией, и есть «радикалы», которые мочат лояльную Власти Элиту, но никогда не покушаются на саму Власть. Формула:

(a + c) * (b + d) = 9/16

Эта сюжет полностью изоморфен «Делению на два лагеря» во Второй этической системе, та же формула, иная трактовка — в Первой этической системе мы создаём не два враждебных лагеря, а два ограниченных, не пересекающихся конфликта. Например, если вы ещё помните, о чём речь, так выглядела схема четырёх менталитетов у Переслегина [в моей трактовке]. Аристократы не выносят буржуа, а интеливарваров, но помимо этого, они все дружат между собой, по кругу: буржуа понимают и варваров, и интелей; интели — и аристократов, и буржуа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 4 из 6 ): « Предыдущая123 4 56Следующая »