Запад. Западный дом, интели (простая версия)

А что у нас идеал Запада? «В западном обществе сложился свой идеал человека. …На Западе это гений — создатель новых эффективных моделей поведения«. Идеал Запада — гений. Всё, можно уже ничего не говорить, такое могло прийти в голову только интелям.

Да, как я уже говорил, Крылов пытается описывать Запад с точки зрения буржуа. Отсюда реплика про эффективные модели, это то условие, на котором буржуа готов смириться с гениальностью, она должна приносить пользу. И да, исторически, в США господствовали именно буржуа и их взгляд на мир. (В этом нет ничего особенного, в Китае, например, всегда были сильны интели.) Безусловно, американская культура ориентирована на успех, её герои обычно успешны. Но Крылов ведь начал с того, что культура нетождественна этической системе, хотя и влияет на проявления последней. А с точки зрения мифа гениальности, гений вполне может быть неуспешен и неэффективен в данный момент времени, или в каких-то областях, доступных всем остальным людям. Его главное качество — уникальность, то, что ему покоряется недоступное для других.

Восхищение нестандартным поведением характерно для интелей, буржуа подобное кажется бессмысленным, если не вредным. Отсюда вытекает отношение интелей к самим буржуа, я уже цитировал Кроули: «они не могут подняться, ни даже попытаться подняться, над уготованным им жребием«, «тупо-ревнивы к инстинктивно осознаваемому ими более высокому состоянию других«, «несколько бесчувственен и может казаться скучным«, «склонен обижаться на более духовные типы людей«. Буржуа не способны на безумство, они для этого слишком ограничены и органичны, слишком связаны со средой и материей. Герои интелей, действительно, гении, сумасшедшие, безумцы, шуты… в общем, те, с кем интели себя ассоциируют. Учитывая текущее перепроизводство интелей, это стремление к уникальности может принимать достаточно забавные формы; как когда-то сказала одна моя американская знакомая, yeah, you are different, just like everybody else nowadays.

В общем, от «Человека дождя» до «Эдварда-Руки-Ножницы», от Форреста Гампа до Ганнибала Лектора — если человек не такой, как все, он уже герой, достойный того, чтобы о нём рассказали.

Отсюда можно перекинуть мостик к отрицанию зависти.

Крылов, опять же, говорит о буржуа. «Третья этическая система — это «этика достижения». Позитивным эмоциональным результатом следования ей является успех. В этом случае в обязанности «достойного человека» обычно входит демонстрация своей высокой самооценки, уверенности в себе и т.п.«. В западном «доме» буржуа занимаются бизнесом (логично). Соблюдать правила Запада им сложнее, чем интелям, для которых этот «дом» родной. Западный бизнесмен может быть уверен в успехе, только когда он вырвался вперёд, обогнал всех преследователей. Только лидер никому не завидует, но здесь нужно постоянно бежать, чтобы оставаться на месте (среди лидеров). В свою очередь, есть опасность, что лидер вызовет зависть у остальных, то есть увеличит количество зависти в обществе. Что не очень хорошо.

С другой стороны, кто является образцом интеля? Монах-подвижник? Гениальный учёный? Кто будет завидовать гению, который забывает завязывать шнурки и три года ходит в одном свитере? Сам он, безусловно, никому не завидует, но окружающие им восхищаются. Потому что он гений, не от мира сего. Ведь помимо успеха, можно демонстрировать наплевательское отношение к любым признаком статуса, и это тоже будет считаться, особенно если за этим стоит что-то интересное, неожиданное, уникальное.

Как ещё можно бороться с завистью? Прежде всего, люди завидуют тому, что им недоступно. Значит, нужно дать всем шанс чего-то достичь. «Для этого общество должно способствовать тому, чтобы каждый человека имел возможность что-нибудь получить, а для этого — хотя бы не мешать его деятельности в этом направлении«.

Холмогоров поясняет: «Это государство [Запада — Г.Н.] стремится охватить всего человека как целое и дать ему избавление от всех скорбей – воспитать его, дать образование, сберечь здоровье, снабдить работой, приобщить к политической жизни, призвать в армию, а с другой стороны – защитить его от внешней агрессии, обеспечить досуг, дать на старости пенсию и спровадить в могилу с подобающими почестями«. Опять же, по Переслегину: «Государство должно охранять мое здоровье и жизнь!».

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 3 из 5 ): « Предыдущая12 3 45Следующая »