Север: детали, примеры, подробности (продолжение)

О Северной этике в контексте «дилеммы заключённого»

Я уже писал о дилемме заключённого.

И я говорил, что «этическое решение» охватывает как Запад, так и Север по Крылову.

Для Запада это будет звучать так…

«Douglas Hofstadter expresses a strong personal belief that the mathematical symmetry is reinforced by a moral symmetry, along the lines of the Kantian categorical imperative: defecting in the hope that the other player cooperates is morally indefensible. If players treat each other as they would treat themselves, then they will cooperate«.

То есть, категорический императив Канта, «математическая симметрия» (да, да, это сразу и «справедливость», и «истина»), если я хочу, чтобы другие относились ко мне так, как я отношусь к ним, я должен вести себя этично и выбирать компромисс и сотрудничество.

Для Севера это должно звучать несколько по-другому. Это не вопрос философии, идеологии и формул. Это, скорее, взгляд на мир. Из той же статьи:

«This argument for the development of cooperation through trust is given in The Wisdom of Crowds, where it is argued that long-distance capitalism was able to form around a nucleus of Quakers, who always dealt honourably with their business partners. (Rather than defecting and reneging on promises — a phenomenon that had discouraged earlier long-term unenforceable overseas contracts). It is argued that dealings with reliable merchants allowed the meme for cooperation to spread to other traders, who spread it further until a high degree of cooperation became a profitable strategy in general commerce«.

h_factor критиковала мои переводческие способности, так что даже не буду пытаться. Смысл следующий. Есть мнение, что капитализм, связанный с заморской торговлей, зародился вокруг группы квакеров, которые никогда не обманывали партнёров. С ними было выгодно иметь дело, в итоге, честность вошла в моду и стала выгодной.

Ещё раз. У нас есть группа людей, исповедывающих Северную этику. («Я имею право запрещать другим делать мне то, что сам им не делаю», и всё в этом духе. То есть, если я против нечестных поступков, я сам должен вести себя честно — тогда я получаю право навязывать эту честность другим. То же самое предполагает «этическое решение» дилеммы заключённого — начинать нужно всегда с шага навстречу.)
Соответственно, эта группа никогда не обманывает своих торговых партнёров, но ведёт дела только с теми, кто сам честен. Это принципиально. Если кто-то пытается их кинуть, они тут же разрывают с ним любые отношения, а возможно ещё и доходчиво объясняют, что честность — лучшая политика.
И другие понимают, что с этими людьми выгодно иметь дело, просто потому, что они надёжны и предсказуемы, и никогда не обманут. Но для этого, да, нужно наступить на горло собственной песне и отказаться от кидалова, как жизненной стратегии.

Так Северная этика утверждает сама себя. Группа людей, соединённых общей этикой и общими принципами (представления о добре и зле), навязывает свои стандарты окружающим, или вовсе прекращает с ними общаться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 2 из 8 ): « Предыдущая1 2 34 ... 8Следующая »