Концепция Поршнева

А  имена… Что ж, имена украшали эту игру, делали реальность завораживающей и  таинственной — будто маски, одетые на неживые предметы. Как правило, благородное  личное оружие суперанималов не меняло имен и владельцев. Переименовать его — известная  всем дурная примета, которая срабатывала безотказно. Так безотказно, что давно пропала  охота проверять.

Локи мог часами говорить об оружии. Это был его конек. Он безо всяких усилий запоминал  истории, услышанные в разных колониях и в разные годы от самых разных людей. Смерть  неизменно присутствовала в любых историях. Они все без исключения имели налет темной  романтики. А чего стоили имена клинков — Золинген, Звенящая, Хлеборезка (кто помнил  вкус настоящего хлеба?), Грань, Ласка, Пиранья, Черный Лед! Огнестрельные родственнички тоже оставляли  простор для фантазии: Кали (шестиствольная авиационная пушка), базука Большая Берта,  Отправитель, Чистоплюй, Доктор Айболит, дробовик Фаршировщик, Бонд, винтовочный обрез  Член Господень…
Среди них были свои аристократы и плебеи. Были носители легендарных свойств и те, что  сами творили легенды. Некоторые имели уникальную родословную и сменили много имен и  хозяев. Потеряли в чистоте, прошли огонь и воду, познали все круги ада, будто старые  шлюхи, — зато приобрели универсальность и уникальную приспособляемость».

«Род, коему не вново чтить меч как божество, взыскующее крови, всегда несытое«,  помните?

(В этот момент я решил сформулировать для себя, что хотя суперанималы Диденко могут  соответствовать обоим древним менталитетам, суперанимал Дашкова — некий гибрид варвара  и аристократа одновременно. Отношение к оружию в приведённом отрывке явно отсылает к  аристократам. Предложите какому-нибудь варвару, хотя бы нашему любимому slavamakarov‘у,  произнести фразу «тёмная романтика благородного личного оружия», и послушайте, что он  вам на это скажет. То есть хищные  антигерои Дашкова уже перешли черту, после которой  оружие начинает одухотворятся и наделятся личностными чертами.

Но аристократами их назвать язык не поворачивается.

Вот как мы это сформулировали в разговоре с ogasawara.

Аристократ вынужден тратить часть ресурсов на поддержание своего культурно-информационного поля, даже если это будет «эгрегор одного человека». Без  этого он не сможет осуществлять функции «кусочка высокорганизованной материи«, которая  строит другие, менее совершенные детали — а мы говорили, что это важная часть  аристократического мифа.

В классической зарисовке ogasawara, это поле явлено зримо. Оно влияет на восприятие  самого барона, и тот на мгновение видит в лейтенанте МГБ офицера жандармского корпуса.  Но оно действует и на лейтенанта, когда он вдруг произносит: «Вашу шпагу, барон»,  бессознательно пытаясь соответствовать. Сам по себе это невероятно точный штрих:  барон помнит Империю, настоящую Империю, а лейтенант, по понятным причинам, сталкивался с аристократическим поведением только в приключенческих книжках, которые  читал в детстве.

Теперь вернёмся к суперанималу Дашкова. Ничего подобного, мы не увидим. Как ни странно, он заставляет вспомнить слова Переслегина об аристократическом  мировосприятии: «социально аристократ всегда одинок: максимальная группа, с которой он  себя отождествляет, это семья (вернее дети) и то далеко не всегда… «Для Тигра  существует только он. В крайнем случае — еще его тигрята»«. Я ещё тогда с этим спорил.

Но сравните:

«Локи уходил вслед за ними… Иногда он собирал дань. Иногда впрыскивал семя  суперанимала в какую-нибудь понравившуюся ему самку, чаще всего девственницу. Вряд ли  потомство окажется жизнеспособным, но Локи рассчитывал на то, что рано или поздно  сработают законы вероятности и количество перейдет в качество. Это была одна из  главных задач самцов его вида — оплодотворить как можно больше самок в почти  безнадежном поиске идеальной Носительницы Программы. Королевы.
Но если однажды он все-таки найдет такую, то станет преданнейшим телохранителем возле  ее ложа-колыбели, в любой момент готовым на самопожертвование. Их потомство достигнет  эволюционного потолка. И тогда Земля покажется всего лишь старым склепом, в котором  создавались существа новой расы».

Итак. С большой вероятностью, Тигр-одиночка, описанный Переслегиным, является базовым  варваром с примесью аристократа. «Но это именно что варвар с налетом аристократизма… в моем понимании, аристократ становится аристократом тогда, когда начинает  генерировать то самое [культурно-информационное] поле» (ogasawara (с))

В отличие от выдуманного Поршневым палеоантропа, человек слишком социальное существо,  чтобы поведение одинокого хищника было для него естественным. Но такого эффекта можно  добиться, если у обоих древних менталитетов взять их самые хищные черты, без качеств, которые обычно эти черты коменсируют.

Варвар собирает племя-микрогруппу, аристократ ищет «своих» или выстраивает иерархию — Тигр думает только о себе.

Да, у него сформировалось представление о наследниках, но оно пока остаётся чисто  биологическим. Варвар просто сеет кругом свои гены. Суперанимал Локи делает то же  самое, но одновременно ищет партнёршу, способную родить Тигру достойного тигрёнка. А  для аристократа линия крови — это большее, чем генетика. Это традиция, культурный код.  Без общего культурного кода нельзя поддерживать существование рода, династии,  сословия, касты. (Насколько далеко конкретный аристократ может отойти от традиции, к  которой принадлежит — это уже другой вопрос; плюс, держим в голове, что современный  аристократ во многом вынужден сам «писать собственный кодекс«.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Страницы ( 10 из 12 ): « Предыдущая1 ... 89 10 1112Следующая »