Концепция Поршнева

Архангел Михаил о героях бога войны — «но они верней заслуживают славы кровопийц и язвы человечества«. Яркая галлерея варварских и аристократических, а, по сути, суперанимальских типажей — война, смерть, триумф и вера если не в собственную божественность, то в текущую в жилах кровь богов. «Люди эти не люди — слуги Смерти, если так бесчеловечно причиняют смерть, тысячекратно умножая грех Братоубийцы! Разве не людей, своих же братьев губят?»

Взглянул и видит: все изменено,
Свой рев прервала медная гортань
Войны. Везде веселье и разгул,
Забавы, пляски, пышные пиры.
Смешались брак законный и любовь
Продажная. Где ставит западню
Красотка мимоходом, там обман
Супружеский, насильничанье, блуд,
А распря — завершает кутежи.

«Но наконец наступают-таки благоприятные обстоятельства, огромное напряжение ослабевает; быть может, уже среди соседей нет более врагов, и средства к жизни, даже к наслаждению жизнью, проявляются в избытке. Одним разом разрываются узы, и исчезает гнет старой культивации: она перестает уже быть необходимым условием существования — если бы она хотела продолжить свое существование, то могла бы проявляться только в форме роскоши, архаизирующего вкуса. Вариации, в форме ли отклонения (в нечто высшее, более тонкое, более редкое) или вырождения и чудовищности, вдруг появляются на сцене в великом множестве и в полном великолепии; индивид отваживается стоять особняком и возноситься над общим уровнем. На этих поворотных пунктах истории чередуются и часто сплетаются друг с другом — великолепное, многообразное, первобытно-мощное произрастание и стремление ввысь, что-то вроде тропического темпа в состоянии растительного царства, и чудовищная гибель и самоуничтожение благодаря свирепствующим друг против друга, как бы взрывающимся эгоизмам, которые борются за «солнце и свет» и уже не знают никаких границ, никакого удержа, никакой пощады, к чему могла бы их обязывать прежняя мораль. Ведь сама эта мораль и способствовала столь чудовищному накоплению сил, ведь сама она и натянула столь угрожающе тетиву лука: теперь она «отжила» свой век, теперь она становится отжившей.»

***

Вондел, «Ной» (Ной пытается проповедовать воздержание и смирение беспутному императору Ахиману):

Причину сей беды открою вам, несчастным:
Вы дали над собой власть женщинам прекрасным
Из рода Каина; все те, чей предок — Сиф,
Утратили закон, утех греха вкусив,
А семя Каина вовек не чтило Бога.
Смешались племена для жалкого итога —
Сложился новый род, и свойственно ему
Плодить невежество, и грубость, и чуму.
Томимый алчностью, род, коему не вново
Чтить меч как божество, взыскующее крови,
Всегда несытое. Поправ подлунный мир,
Царит насилия и похоти кумир,
Богиня алчная, что самым непреклонным
Диктует свой закон, маня блаженным лоном
И застя им глаза от знамений беды,
От прибывающей, погибельной воды!

Да, «семя Каина вовек не чтило Бога«. Ещё одно описание суперанималов — «томимый алчностью род, коему не вново чтить меч как божество, взыскующее крови, всегда несытое«. Разумные существа, не знающие Творца, но поклоняющиеся собственному оружию.

Ахиман отвечает:

Мы много слышали — и в то, конечно, верим,
Что Ангелы Небес к земным сходили дщерям,
Оставя семя в них, — и в том причина двух
Начал, что в людях суть, таких, как плоть и дух;
Никто но предрекал за их слиянье — кару.
Когда Небесный Дух земной жене под пару.
Земному князю ли побрезгать таковой?

Едина жизнь людей и безглагольных тварей,
Все тает, словно дым. Мы знаем: никому
Свет не узреть из тех, кто отошел во тьму,
Из гроба не восстать: а о грядущей доле
Никто и ничего не ведает, доколе,
Родившись, не вкусит соблазнов бытия.
Дух ускользает, как воздушная струя,
Уходит, словно тень, в последний миг заката.
Тот безнадежно мертв, дыханье чье отъято.
Не встанет, смерти кто переступил черту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Страницы ( 7 из 12 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89 ... 12Следующая »