Дьявол

diable_15 diable_noblet

В алхимии говорить о дьяволе — значит говорить о драконе Ладоне или змее Пифоне, то есть о Ртути в её первом состоянии, которое Луллий в Clavicule, называет «общим» — имея в виду «обыкновенное», и без сомнения речь идёт об обычной ртути. Будет достаточно сказать, что она будет гореть в подземном мире и что инициалы V.I.T.R.I.O.L. описывают её полностью. Но, в отличие от Адского огня, алхимики предпочли бы говорить об огне Плутона (см. humide radical métallique), предназначенного для прорастания, а не для разложения (порчи). Понимаемый как падший ангел с оборванными крыльями, он обозначает, по определению, падение ангела, эквивалент инкарнации Души в плоть. Таким же парадоксальным выглядит образ Дьявола и с точки зрения алхимика. В Японии демонические существа изображаются в виде духов гор, которые почти совпадают с карликами и гномами, в древние времена бывшими «генераторами» металлов и материалов [см. Bergbüchlein]. Таким образом, наибольшее значение для Мастера имеют попытки приобрести или извлечь пользу от инфернальных духов, хотя бы те и имели плохую репутацию у обывателя. Но прежде всего горящий огонь разве не является нашим лучшим другом, так же как и собака?
«Дьявол … выражает комбинацию сил и четырёх природных элементов (воды, земли, воздуха, огня) посреди которых происходит существование человека…» le Tarot des Imagiers du Moyen Âge, Oswald Wirth, Paris, 1966]
Алхимики соглашаются с этим, поскольку заявляют, что человек должен во всём имитировать Природу [Бернар Тревизианский развил эту тему в Verbum Dimissum и Philosophie Naturelle des Métaux). Дьявол сохраняет в своём внешнем виде амбивалентный характер, который сближает его со структурами в Делании, в алхимическом процессе, а именно — свой очевидный гермафродитизм. По обе стороны от него два чертёнка, представляющие две природы — металлическую и минеральную. Казалось бы, Пятнадцатый Аркан должен быть «негативом» Тринадцатого Аркана — Смерти, и что мы, таким образом, через него проникаем в мир оккультный, где находится элементы в фазе гниения. Вот что позволило бы сблизить изображения элементов земли (Гномид), таких, какими мы их описывали в разделе a href=»http://herve.delboy.perso.sfr.fr/fontenay.html» target=_blank>Fontenay — см. Фонтан де Катр-Тья (фонтан в Фонтене-ле-Конт, городе на западе Франции), — и Пятнадцатый Аркан, представляющий Дьявола. Наконец, как избежать упоминания Люцифера, когда мы говорим о Дьяволе? Учащийся знает, что Люцифер — то есть несущий свет — это планета Венера на заре, но это также Офферус (путеводитель), прежде чем он становится христианским Гераклом, поскольку он принадлежал поначалу к расе Великанов, подобной расе Титанов. Дьявол носит крылья серого цвета; мы говорили об одном из деканов Зодиака, образующему своего рода химеру, у которой мы находим крылья: третий декан — Стрелец [Atalanta, XLIX], который предшествует непосредственно Скорпиону в порядке операций. Карнейру сближает Пятнадцатый Аркан с рис. IX из Philosophia Reformata Милиуса; он не ошибается (мы напоминаем, что девятая плашка была сближена с Тринадцатым Арканом), поскольку два ангела дополнят ужасную сцену, где скелет помещён сверху на нечто вроде чёрного сияющего света. Следует здесь напомнить первые — и безупречные — строки сонета El Desdichado ou le soleil des sages (Несчастный, или солнце философов) Жерара де Нерваля:
Je suis le ténébreux, — le veuf, — l’inconsolé,
Le prince d’Aquitaine à la tour abolie :
Ma seule étoile est morte, — et mon luth constellé
Porte le Soleil noir de la Mélancolie
(Я меланхолик — вдовец — безутешный, / Принц Аквитании в уничтоженной башне: / Моя единственная звезда мертва — и моя звёздная лютня / Несёт знак Чёрного солнца Меланхолии).
Точно также мы провели сближение между Тринадцатым и Пятнадцатым Арканами, один есть дополнение или негатив для другого, образно говоря. Стоит дать цитаты из интерпретации Жоржа ле Бретона этих стихов, тесно связанной с Тринадцатым, Пятнадцатым Арканами и Следующим Арканом — Башней.
«Строка №1
Я меланхолик — вдовец — безутешный = Пятнадцатая карта, названная Дьяволом»
Кур де Жебелен описывает рисунок, который несёт на себе Пятнадцатая карта Таро.
«№15 Тифон. №15 представляет известный персонаж египетской мифологии, Тифона, брата Озириса и Исиды, наихудший Принцип, великого Демона Ада: он имеет серые крылья, ноги и руки Гарпии, оленьи рога на голове, его сделали настолько уродливым, насколько смогли». (Monde primitif, Tome VIII, première partie Du Jeu des Tarots, p 376)»
«Меланхолик» и «принц», в следующем стихе, описывают Принца Мрака Великого Демона Ада.
О Тифоне см. Atalanta fugiens, эмбл. XLIV.